Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории


Автор(ы): Идрисов Александр Есмухамбетович, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление ни играло существенной роли.
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к выпускнику средней школы, которые не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления. С первых лет жизни ребенка заставляют не только учить наизусть, но и размышлять. Однако, как подростки, так и юноши часто прибегают к механическому заучиванию, “зазубриванию” исторических дат, мест и событий. Это приводит к продуктивному учению, что в конечном итоге меняет его положительную мотивацию к процессу учения на противоположную. В свою очередь это негативно сказывается на развитии личности ученика.
Задачей образования является целенаправленный процесс обучения воспитания в интересах личности. Указанная задача может быть успешно осуществлена лишь при умелом использовании всего комплекса методов и приемов обучения, имеющихся в арсенале учителя. В их числе особое место занимает процесс развития мышления. Актуальность развития мышления в школьном обучении очевидна. Развитие мышления, как это определено в современной дидактике, рассматривается как один из принципов обучения, ибо осуществление вытекает из необходимости успешной реализации принципов системности и последовательности в обучении, сознательности и активности, связи теории с практикой, доступности, прочности и др.
Предмет “история” является универсальным, с точки зрения необходимости и возможности осуществления объединения в целое ряда школьных предметов, поскольку содержит сведения о развитии географических представлений, математических знаний, фрагменты произведений литературы определенных эпох, изображения и описания памятников культуры конкретно-исторического времени.
Главной целью обучения истории является формирование социально-развитой активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности самостоятельной и творческой.
Уроки истории должны успешно учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений.
До сих пор у нас преобладает текущая проверка знаний, выявляющая, главным образом, запоминание материала. Она, безусловно, нужна, и нельзя умалять ее значение. Но ее преобладание не оправдано. Совершенно необходима и другая проверка – активно развивающая учащихся и формирующая их самостоятельность. Проверка крайне важна для развития речи, памяти учащихся – ведь именно здесь они больше всего говорят. При проверке обнаруживаются свойства мышления, черты мировоззрения и активно происходит их формирование. Необходимо реализовывать все функции проверки, контроля и учета, обучения, развития и воспитания.
Приемы проверки следующие.
  1. Творческий рассказ учителя.
  2. Сочинение с указанными выше признаками, а также с выбором темы, позволяющей учащемуся развернуто показать свое личное (обязательно научно обоснованное) отношение к событию, действующим лицам и т.д.
  3. Беседа, дискуссия на уроке занятий семинарского типа.
  4. Ответы на вопросы, требующие не воспроизведения уже известного, а работы мысли, основанной на знаниях.
  5. Самостоятельные составления таблиц, схем, планов. Если же таблица в классе выполняется (составляется) впервые, то проверяется не только запоминание, но и уровень мыслительных способностей учащегося: ему предстоит найти и сформулировать показатели, по которым будут сравниваться признаки.
  6. Разбор учащимися ответа своего товарища.
  7. Применение знаний в процессе анализа документов, газетных сообщений, археологических данных, различных жизненных ситуаций.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое понимание мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизнедеятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов.
Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного. Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя нечто новое.
“Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы” (А. В. Петровский, 1986, с. 322).
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое мышление, всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь мой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в ходе практики, в ходе практического преобразования природы и общества.
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.
Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным, оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы.
Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном словаре. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление – в каких бы формах оно ни осуществлялось – невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в непрерывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Когда же решающие начинают специально и все более четко формулировать, проговаривать одно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то такое думанье вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в своих словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. В слове, в формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшие, необходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или даже – письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь; решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.
В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т.д., открытых и выработанных человечеством в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.
Таким образом, мыслительная деятельность – необходимая основа и для усвоения знаний (например, детьми), и для добывания новых знаний (прежде всего учеными) в ходе исторического развития.
Весь опыт говорит о том, что изучение истории через произведение живописи, историческую беллетристику, кино объективно необходимо, так как повышает интерес к истории, расширяет знания, а главное – поднимает на новую ступень качественное видение, понимание прошлого. Такой образности конкретности, колорита эпохи, таких переживаний и раздумий, такого проникновения в мир человеческих отношений не могут дать ни учебник, ни урок. Поэтому использование какого-то, отвечающего реальным возможностям, минимума этих источников обязательно.
Перед учителем стоит задача помочь ученику из огромных ресурсов памяти выбрать то, что необходимо для сознательного освоения нового материала понимания основных явлений и самого исторического процесса.
Поиски привели к выработке приема “логических” заданий. При постановке такого задания ученик деятельно слушает рассказ учителя, он запоминает и думает. Задание может быть сформулировано по-разному. Оно может потребовать оценку, установление причин, значения. Такого рода задание дается не только к рассказу, но и документу, иллюстрации, кинокадрам, возможны логические задания и к содержанию всего урока. Однако необходимо осложнять задания, видоизменять характер и тип работы ученика, с тем, чтобы формировались различные умения, и сознательнее становился процесс усвоения материала.
Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового. Учитель, преподающий историю в школе, должен направлять мыслительную деятельность учащихся на анализ изучаемых исторических событий и явлений, должен научить учащихся делать из результатов анализа необходимые выводы, а также помогать им раскрывать взаимную обусловленность исторических событий, их причинно-следственные связи и взаимосвязь.
Решение психологической задачи достигается правильными принципами отбора методов обучения и приемов в зависимости от конкретной познавательной задачи урока, от содержания изучаемого материала, возраста и умений учащихся.
Важнейшей задачей является развитие мыслительной деятельности учащихся как одной из целей и одного из условий обучения истории.
В качестве приемов позволяющих развивать мыслительную деятельность подростков я использую планирование, беседу, наглядный материал, письменные работы, сравнительный анализ, работы с таблицами и схемами, учебные игры.
Задачи развития исторического мышления учащихся, формирование у них умственной самостоятельности требует и соответствующих методов, приемов и средств обучения.
Одной из задач современной школы является подготовка такого выпускника, в сознании которого сформирован образ мира во всем его многообразии и единстве.

Использование планирования

При объяснении учебного материала целесообразно пользоваться записанным на доске планом, ставя перед учениками вопросы при переходе от одного пункта плана к другому, каждый раз решая новые мыслительные задачи.
Например, заканчивая на уроке в 5-м классе, при изучении темы “Вторая Пуническая война”, рассказ о битве при Каннах, учитель задает ученикам риторические вопросы: “Как же вышли римляне из того тяжелого положения, в котором они очутились после разгрома при Каннах? Каков был ход войны после этой битвы?”. Эти вопросы переключают внимание учеников на рассмотрение второго пункта плана – “Война на истощение сил” – ставят перед ними новую мыслительную задачу, решение которой возможно решить лишь при внимательном прослушивании следующей части рассказа учителя.
К плану учитель возвращается и при закреплении изученного материала.
– О чем мы узнали на сегодняшнем уроке? – спрашивает учитель учеников 6-го класса, после объяснения темы “Культура раннего средневековья”.
Пользуясь планом, ученики выделяют последовательно узловые пункты изученной темы:
  1. упадок античной культуры в раннем средневековье;
  2. как в ранние средневековья люди представляли себе мир;
  3. школа в период раннего средневековья;
  4. литература в период раннего средневековья и искусство рукописной книги;
  5. народное творчество.
Нередко учителя истории используют план и во время опроса учащихся. При помощи плана учитель добивается продуманных, осмысленных, а не механически заученных ответов учащихся. План помогает ему развивать активное мышление учеников при опросе.
Например, при опросе ученика, учитель спрашивает: “О чем ты сегодня расскажешь?” или “О чем ты сегодня будешь рассказывать? По какому плану ты это расскажешь? Что нужно рассказать по этому вопросу? Какой будет первый пункт плана твоего ответа?”.
Этими вопросами учитель направляет учащихся на последовательное раскрытие заданной темы, в результате чего их ответы всегда бывают четкими, немногословными и, в то же время, достаточно глубокими.
Использование плана при опросе учеников на уроках истории, помогает слабым ученикам более осмысленно учить заданный на дом учебный материал, улучшает их знания. Это можно подтвердить следующим примером.
Ученица 6-го класса, Валя П. училась по истории слабо. На предложение учителя: “Пожалуйста, расскажи главу параграфа”, – она отвечала очень путано, часто сбивалась, делала большие паузы, припоминая какой-либо трудный термин. На замечание о том, что надо лучше учить уроки, ученица Валя П. откровенно признавалась: “Я учила, а пересказать тему я не могу”, было ясно, что она просто заучивала урок механически и поэтому не могла дать осмысленного ответа. После этого учащимся было предложено отвечать урок по плану. В результате ученица научилась, как нужно пользоваться планом, ее ответы на уроках стали более осмысленными, ее знания по истории улучшились.
Подобных примеров можно привести немало. Ученикам предлагалось составить рассказ и в устной форме изложить его на уроке, предварительно составив план рассказа.
Ученикам 5-го класса, изучившим Историю Древнего мира, было предложено составить рассказ об Олимпийских играх, которые проводились в Древней Греции. Рассказ нужно составить от имени ученика или зрителя игр, на основе текста параграфа “Олимпийские игры в древности” с использованием дополнительной литературы. В рассказе следует указать:
  1. Как возникли Олимпийские игры в Древней Греции?
  2. Кто участвовал в Олимпийских играх?
  3. Какие виды спорта существовали в Древней Греции?
  4. Как проходила подготовка к играм?
  5. Сколько дней проходили Олимпийские игры?
  6. Что вам известно о великих древнегреческих спортсменах?
Вот так выглядит план рассказа ученика Рената А.
  1. Все – в Олимпию!
  2. Храбрая гречанка и ее сын победитель.
  3. За год до начала Олимпийских игр.
  4. Олимпийские игры начались.
  5. Пятиборье – одно из главных состязаний.
  6. Гонки колесниц.
  7. Милон – прославленный среди борцов.
  8. Полидам и его подвиги.
  9. Феаген – великий бегун и кулачный боец.
  10. Слава, пережившая века.
По итогам наблюдений можно сделать вывод о том, что применение плана содействует коллективной работе класса во время опроса, позволяет эффективнее сочетать опрос с фронтальной беседой с классом. Усвоив учебный материал последовательно, по плану, ученики слушают ответ вызванного товарища более внимательно, а имея перед собой план (или держа его в уме), они легче замечают пропуски и неточности в ответе и более активно участвуют в его разборе.
Однако следует учесть, что опрос по плану, может привести к схематизму в занятиях учеников, если учитель удовлетворяется только краткими ответами по пунктам плана. Поэтому важно добиваться от учащихся полноты изложения по данному вопросу, требовать доказательности и обоснованности ответов, оперирования всем материалам урока, а не только основными его фактами.
Следует также подчеркнуть, что опрос по плану не должен превращаться в университетский прием опроса. Его необходимо варьировать с другими приемами в зависимости от конкретного содержания изучаемой темы и от задачи, которые мы ставим перед собой в каждом конкретном случае. Научившись отвечать по плану, ученики начинают строить свои ответы строго последовательно даже тогда, когда опрос проводится без использования плана.
Большое значение для активации мышления учащихся имеет план изучаемой темы, составленный при их активном участии. Поэтому очень важно там, где возможно, привлекать учеников к составлению плана. Начиная урок, желательно спрашивать учеников: “Что мы будем узнавать при изучении новой темы?”. Иногда этот вопрос ставится риторически, и учитель отвечает на него сам. Однако постановка такого вопроса побуждает учащихся к активному мышлению, и они более внимательно следят за рассказом учителя, усваивая излагаемый материал не механически, а сознательно.
В зависимости от содержания изучаемой темы иногда целесообразнее составлять план вместе с учащимися по ходу рассказа: “О чем мы говорим в первой части рассказа? Что тут самое главное? Как можно выразить главную мысль коротко, но ясно, в одном предложении?”, такие вопросы, задаваемые учителем, активизируют внимание учащихся, содействуют осмысленному восприятию изучаемого материала, развивают их логическое мышление.
К составлению плана по ходу рассказа учитель прибегает в том случае, когда содержание урока позволяет сделать перерывы между его отдельными частями. Если же урок посвящен изложению целостного события, например Жакерии, тогда прерывать единую нить рассказа рассуждениями о плане не целесообразно. В этом случае план лучше дать или составить совместно с учащимися предварительно, в начале изложения.

Применение методов беседы

Большое значение для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории, особенно 5-9-х классах, имеет применение метода беседы или элементов беседы при использовании других методов обучения. Элементы беседы можно использовать и в ходе рассказа, и при разборе наглядных пособий, и при анализе отрывков из исторических документов или произведений художественной литературы. Беседа используется как при изучении нового материала, так и при его закреплении, и при последующем опросе учащихся.
Большой эффект в развитии активного мышления учащихся и в осмысленном усвоении ими изучаемого материала, дает беседа при разборе и обобщении изложенных учителем исторических факторов. Вопросы, которые требуют анализа и синтеза изучаемого материала, заставляют учеников сознательно оперировать известными им фактами, выбрать из них то, что относится к данному вопросу, находить самостоятельное решение поставленной мыслительной задачи.
Особенно ценны вопросы, начинающиеся со слов “почему?”, “как вы думаете?”, “как вы считаете?”. Они нацеливают учащихся на раскрытие причин изучаемых исторических событий и выявлений между ними причинно-следственных связей.
Беседа – это диалог по определенной теме, обмен мнениями людей. Эвристика – это основанное на опыте правило, поиск, стратегия, ловкий прием и т.д.
В эвристической (поисковой) беседе значительное место занимает активизация учащихся, которым функции доказательств и рассуждений передаются учителем. Причем вопросы поставленные для выяснения истины, усложняются с переходом учащихся в старшие классы. Излагая материал, учитель время от времени прерывает свое повествования и обращается к кассу с вопросом, рассчитанным на привлечение имеющихся у учащихся знаний для более глубокого понимания нового материала. Он предлагает классу самостоятельно сделать вывод и обнаружить закономерную связь явлений.
Педагог должен уметь вовлекать в активную деятельность всех учащихся и тем самым повысить эффективность урока. Нередко во время эвристической (поисковой) беседы нужно привлекать класс к письменному высказыванию своих соображений, установив для ответа жесткий лимит времени.
Для развития мыслительной деятельности учащихся, следует широко применять эвристический путь решения, представляющий сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий. Этот путь характерен тем, что “открытие” совершается не учителем при пассивном участии учащихся, а самими учениками под руководством учителя и с его помощью.
При этом учитель во время изложения новых знаний или накануне дает ученикам отдельные задания в сочетании с вопросами. Методом анализа и обобщений во время беседы создается проблемная ситуация. Для ее решения перед учащимися ставятся задачи на доказательство или опровержение отдельных положений, организуется вокруг проблемной, познавательной задачи для окончательного выяснения правильности решения. Самостоятельность учащихся в объяснении ими исторической действительности есть неуклонно развивающееся качество, а темп урока и его направленность зависят в первую очередь от системы обучения.
В зависимости от сложности задания, степень захвата учащихся поисковой деятельностью различна: от выступлений сравнительно небольшой группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного ответа всего класса.
Независимо от качества активных участников, ученики, как правило, выполняют самостоятельно не все последовательные этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому иногда этот метод называется в исторической литературе частично-поисковым. Выбор вопросов для заданий должен способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа и сущности явлений общественной жизни (оценка исторических событий и их значения, выявление причинно-следственных связей, тенденций развития, сравнения родственных и противоположных событий и явлений, доказательство и опровержение концепций и т.п.).
Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, убеждения. Таким образом, воспроизведение и творчество выступают как две стороны единого, целостного процесса развития мышления. Следует позаботиться о краткой и четкой формулировке задания. Наконец, поскольку при выполнении заданий первоначально какие-то выводы и обобщения учащиеся делают самостоятельно, обязательна проверка результата их работы и внесение в случае необходимости соответствующих коррективов.

Использование наглядного материала,
описание исторических картин,
работа с иллюстрациями и текстами учебника

Большое значение для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории в 5-7-х классах имеет правильное использование наглядного материала, который помогает создавать конкретные представления об исторических событиях далекого прошлого. Проведенные исследования п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.10 | Просмотров: 1098

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340