Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Химический вечер Ее величество – вода - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Химический вечер Ее величество – вода


Автор(ы): Юдина Ольга Викторовна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оформление
Плакаты: “Н2О - удивительное вещество жизни”, “ Мы не знаем в природе ни одного твердого тела, которое в своем составе не заключало воду” - В.И.Вернадский. На стенах выпуски специальных газет, красочная схема, отражающая строение молекулы воды.
Действующие лица
Ведущий
Волька - ученик
Хоттабыч
Учитель
Ученики- докладчики
Ведущий. Вода! Что можно найти более знакомое и более обычное! Ее, как и другие минералы породила земля на заре своей жизни, когда была раскалена как огонь.
С водой, которая то жидкая течет в реках и озерах, то паром стремится в облака, то льдами застывает на морозе, человек встречается с первых дней своей жизни.
Попробуйте себе представить, как бы выглядела наша планета, исчезни с нее внезапно вода. Мрачные зияющие “глазницы” морских и океанских впадин, покрытых толстым слоем солей, некогда растворимых в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы рассыпались в прах: ведь в их состав входило большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле.
Давайте разберемся: что же собой представляет вода? Чем она замечательна? Почему вода играет такую важную роль во всем на Земле?
На сцене Волька, в руках у него учебник химии. Он читает текст учебника про воду. Недовольно откладывает учебник в сторону и говори: “Что здесь интересного? Скучно рассказывать про воду. Вода она и есть вода. Может Хоттабыч поможет?”. Завет волшебника.
Хоттабыч. О, отрок души моей Волька, про воду я знаю все, иди смело в школу и слушай меня (Волька и Хоттабыч уходят)
На сцене декорации класса. На столе стоят приборы необходимые для проведения опытов. За партами сидят ученики. За первой партой - Волька. За столом учителя прячется Хоттабыч. Входит учитель.
Учитель. Сегодня мы поведем разговор о воде. Востриков, что вам известно по этому вопросу?
Волька выходит отвечать, Хоттабыч начинает подсказывать.
Волька. Вода, о высокопочтенный учитель, самое нужное вещество на земле. Арабская пословица гласит “Где вода иссякла, там и страна приходит в упадок”.
Учитель: Как-то странно ты Волька отвечаешь. Построй свой ответ по плану: состав вещества, физические и химические свойства воды, ее значение.
Волька. (повторяет за Хоттабычем) Да простит меня высокопочтенный учитель за ошибки, я постараюсь исправиться. Ещё в XVII веке монах Кирхер, тот, что изобрел зажигательное стекло, объяснил, что вся вода проходит через Землю в большом канале. На Северном полюсе морская вода втекает в этот канал, а у Южного полюса, вытекает и по подземным каналам она потокам попадает в колодцы.
Учитель. По- твоему, Волька, мы каждый день умываемся морской водой, которая течет по каналу с Северного полюса?
Волька. (повторяет за Хоттабычем) А разве ты умываешься каждый день, о, высокопочтенный учитель? Ведь даже испанская королева и французский король Людовик не умываются каждый день.
Учитель. Откуда у тебя такие устаревшие сведения о воде?
Волька. (повторяет за Хоттабычем) Потому что я старый
Волька (Хоттабычу) Вылезай, Хоттабыч! Я совсем запутался!
Учитель. А, Хоттабыч! Так вот кто рассказал нам о взглядах древних людей на воду. Приглашаем тебя, мудрый Хоттабыч, присоединиться к нам и послушать, что юные химики расскажут про воду.
Ведущий. Вода, самое обычное вещество на первый взгляд. Но, сколько тайн она хранит, какая мощь заключена в ней?
На сцену по очереди выходят ученики с сообщениями о воде, между выступлениями демонстрируются опыты.
1-й ученик. Самое обычное вещество - вода в то же время имеет ряд аномальных свойств, которые мы сейчас рассмотрим.
Аномалия первая. Вода согласно классу веществ, к которому она принадлежит, должна кипеть при температуре -800 и плавиться при температуре -1000. Если бы вода вела себя нормально, то существовала на Земле лишь в виде пара.
Аномалия вторая. Вода обладает высокой теплоемкостью. Для нагревания 1л воды на 10 требуется в 3300 раз больше тепла, чем для нагревания 1л воздуха на 10
Опыт 1. “Кипение воды в пакетике (в виде стакана) из пергаментной бумаги”
2-й ученик. Вода имеет высокую теплоту плавления. Замерзая, она выделяет большое количество теплоты. 1л воды, превращаясь в лед, подогревает на 10 250 000 л воздуха. У воды очень высокая температура испарения, поэтому реки и озера не пересыхают.
Опыт 2 “Несгораемый платок”. Носовой платок смачивают водой. Затем платочек слегка отжимают от воды и вторично смачивают спиртом или ацетоном, слегка отжимают. Взяв платочек за уголок железными щипцами, поджигают его.
3-й ученик. Вода самое распространенное вещество на Земле, и в тоже время мы вправе сказать, что на Земле нет чистой воды. Потому что все, называем водой, - растворы тех или иных веществ в воде. Вода - один из лучших растворителей. Посмотрите, как быстро идут процессы, если вещества находятся в растворе.
Опыт 3. “ Превращение воды в “молоко” или “кровь” Внутренние стены одного стакана смачивают 5-процентным раствором роданида аммония, а второго - 5-процентным раствором хлорида бария. В каждый стакан наливают 20 - 25 мл воды. Затем в каждый из них добавляют 5-процентный раствор сульфата железа. Присутствующие наблюдают: в одном из стаканов образовалось “вино”, в другом - “молоко”.
4-й ученик. Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах - вода. Её содержание в клетках разного типа колеблется в широких приделах: в клетках эмали зубов воды около 10%, а в клетках развивающегося зародыша - более 90%. Но в среднем многоклеточном организме вода составляет около 80 % массы тела.
Важная роль воды в клетке обусловлена ее химической природой. Дипольный характер строения молекул воды объясняет их способность активно вступать во взаимодействие с различными веществами.
Вода - хороший растворитель для огромного количества органических и неорганических веществ. Большинство химических реакций в клетке происходит между растворенными в воде веществами. Проникновение веществ в клетку и выведение из нее продуктов жизнедеятельности также возможно только в растворенном виде. Вода принимает участие в явлении осмоса, играющего важную роль в поддержании постоянства химического состава клетки.
У растений пустынь, сухих степей вода составляет 30 - 65 % от общей массы, в лесостепных дубравах эта величина возрастает до 70 - 85%, в ельниках достигает 90 %.
Тело животных, как правило, не менее чем на 50% состоит из воды. У амбарного долгоносика, питающегося сухим кормом - зерном, воды в теле еще меньше 46 %. Гусеницы, поедающие сочные листья, содержат 85 - 90 % воды. В целом у животных, обитающих на суше, меньше воды в организме, чем у водных. Так, тело домашнего скота содержит 59 % влаги, тело человека - 64 %, утки кряквы - 70 %. У рыб содержание воды в организме достигает 75 %, а у медузы - более чем 99 %.
Опыт 4. “Получение золота”. Приготовить растворы ни...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.10 | Просмотров: 1973

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340