Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модель интерактивного урока по географии и алгоритм его проведения - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Модель интерактивного урока по географии и алгоритм его проведения


Автор(ы): Смирнова Татьяна Николаевна, преподаватель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

1. Модель интерактивного урока по географии

В современной педагогике широко используются разносторонние педагогические технологии, в настоящем случае, интерактивные. Педагогическая технология по своему определению это построение деятельности преподавателя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата.
Учебный процесс – это всегда совместная работа учащих и учащихся. Организация, управление образованием – сложное специальное дело, в котором участвуют тысячи специалистов. Поэтому в состав учебной литературы входят издания для учащихся, преподавателей и работников системы управления образованием: методистов, инспекторов, организаторов школьного дела всех ступеней и профилей. В.Г. Бейлинсон отмечает, что учебную литературу для учащихся составляют учебники, пособия, книги, хрестоматии, сборники задач, практикумы, раздаточные материалы, словари, тетради на печатной основе, справочники, руководства для самостоятельных работ и самообразования, отдельные издания произведений, включенные в учебные программы.
На основе учебной литературы можно развить новую методику преподавания географии с использованием ТСО и использованием интерактивных методов преподавания дисциплины в системе «студент–компьютер–преподаватель».
Одной из самых распространенных форм работы во время интерактивного урока является работа в группах. Это связано с тем, что групповая форма имеет широкий диапазон возможностей: в отличие от традиционного урока можно охватить гораздо больше материала за короткий промежуток времени, активизировать в течение урока всех студентов, дифференцированно подойти к группам разного уровня знаний по географии.
По географии наиболее активно используются следующие интерактивные методы в рамках программ:
– «Чтение и письмо для развития критического мышления»;
– «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;
– «Активные методы обучения»;
– «Реформы образования».
В основу интерактивной технологии преподавания положено развитие критического мышления студентов. Построена модель интерактивного урока, направленная на активное развитие критического мышления через уровни его развития такие как:
– воспроизведение (вызов информации);
– понимание (интерпретация материала, схем, преобразование словесного и электронного материала в математические выражения и т.д.);
– применение (понятий законов, процедур в новых ситуациях);
– анализ (выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями и т.д.);
– синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования и т.п.);
– оценка (логики построения материала, значимости продукта деятельности).
Для формирования этих навыков можно воспользоваться как уже известными методиками, так и стратегиями технологии развития критического мышления. Активно в географии используется обобщающая диагностика (после изучения нового материала). Попробуем продемонстрировать это на конкретном примере.
Материал: возможные формы и методы диагностики сформированности критического мышления учащихся в курсе экономической и социальной географии.
Содержание: раздел «Региональная география», тема: «общая экономико-географическая характеристика Австралии».
Тип диагностики: обобщающая (после изучения нового материала и его закрепление).
Задание 1. Составление студентами тестовых заданий. Студентам было предложено составить тесты по вновь изученному материалу, которым они заинтересовались (по любому из этапов урока). В этом случае, тест был составлен из пяти вопросов, на которые студент другой группы должен ответить. На каждый тип мыслительных операций (воспроизведение, применение анализ, синтез, оценка) составляется по пять вопросов. Вопросы в тесте были открытыми. Таким образом, обобщенная качественная и количественная оценка проводилась путем сравнения выбранной студентом сложности вопросов с уровнем знаний и умений, которые он демонстрировал в процессе изучения темы.
Приведем примеры вопросов теста.
1. Воспроизведение
В Австралии наибольшими штатами являются:
– Западная Австралия,
– Северная территория,
– Тасмания,
– Новый Южный Уэльс,
– Виктория,
– Южная Австралия.
2. Понимание
Выявите общие закономерности размещения полезных ископаемых, определяющих внутреннюю специализацию страны:
– страна расположена на платформе;
– древняя складчатость горных массивов;
– близость некоторых месторождений к источникам их залегания;
– много пустынных областей;
– большая протяженность горных хребтов.
3. Применение
Вставьте необходимые слова, чтобы получилась логическая цепочка:
Континент – Австралия – ... – страна – штаты – ...
4. Анализ
На специализацию штатов Австралии оказывают влияние: (выбрать нужные варианты, аргументировать ответ двумя-тремя предложениями):
– береговая линия континента;
– залежи полезных ископаемых;
– необитаемые территории;
– объекты природы, национальные парки (их более 200 в Австралии);
– удаленность от других континентов.
5. Синтез
Соедините стрелками следующие словосочетания:
Штат Виктория промышленный
Штат Южная Австралия туристический
Штат Тасмания золотоносный
Штат Новый Южный Уэльс водный
Штат Западная Австралия нефтяной
6. Оценка
Перечислите две-три черты сходства флага Австралии с флагом Великобритании.
Все этапы интерактивной технологии развития критического мышления посредством чтения, письма, компьютера, не обязательно имели место на одном уроке, это была серия уроков. Но важно то, что цикл «вызов–осмысление–размышление» был завершен и имел выход на следующий «вызов». Причем были использованы привычные методы, которые, в свою очередь, соответствовали поставленной цели урока не только мной, но и студентами. Интерактивная технология критического мышления не является единственной панацеей. Если ставить цель сформировать определенные знания, то именно исходя, из этой цели и конструируется урок. Но, было замечательно то, что была сохранена демократическая атмосфера урока, на котором студенты имели возможность свободно высказываться.

2. Алгоритм интерактивного урока по географии

Алгоритм интерактивного урока на первый взгляд может показаться простым, но, если рассмотреть его подробный ход урока и слагающие его методы, то мы убедимся, что это весьма трудоемкий процесс ведения учебного занятия. Итак, методы обучения, выбранные нами, соответствовали успешному усвоению и закреплению знаний по теме урока «Общая экономико-географическая характеристика Австралии». Главным методом активизации познавательной деятельности учащихся являлся метод пробуждения интереса через рассказ общей характеристики Австралии, а затем и выступления гидов-студентов. Цель этого метода- активизации работы группы в целом, активизация обучаемых для того, чтобы они сознательно критически подходили к пониманию новой информации, принимая непосредственное участие в процессе учения. Участие становится активным тогда, когда учащийся целенаправленно думает, выражая мысли и идеи своими словами на основе прочитанного заранее материала. Это будет в нашем случае – стадия вызова.
В нашем случае, активизация критического мышления начинает развиваться с информации и кончается принятием решения. Например, в данном случае начинается процесс активизации с рассказа преподавателя (на основе составленной заранее по теме презентации) об общегеографической характеристике Австралии и заканчивается диалогом в системе «учащийся–педагог–учащийся» – работа в группах с гидами-студентами. Демонстрация знаний происходит при активной мыслительной деятельности в устной форме – диалоге. Таким образом, полученны...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.11 | Просмотров: 3186

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340