Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модель (система) образовательно-воспитательного процесса в муниципальном автономном образовательном учреждении - лицей № 2 г. Альметьевска - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Модель (система) образовательно-воспитательного процесса в муниципальном автономном образовательном учреждении - лицей № 2 г. Альметьевска


Автор(ы): Минизянова Раиса Рафаэлевна, учитель начальных классов; Мавлитова Фарида Мирзахметовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Деятельность лицея как образовательно-воспитательной системы ориентирована на духовно-нравственные, патриотические, общечеловеческие ценности, развитие творчества учащихся, их инициативы, самостоятельности, способствует формированию концептуального мышления, исследовательских навыков, направлена на поддержку самоопределения личности в современном динамично меняющемся и информационно насыщенном социуме.
Опираясь на положения воспитательной программы Республики, в лицее разработана своя система воспитания и образования.
Семья и школа – два социума современного общества от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка, становления личности, реализации возможностей и способностей воспитанника.
Воспитательный процесс в лицее основывается на решении следующих задач:
  • определение содержания воспитания, форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психических особенностей лицеистов с учетом их способностей и опорой на общечеловеческие, нравственные, национально-культурные ценности;
  • формирование воспитательной системы на основе учебно-воспитательных возможностей естественно-математического, гуманитарного, художественно-творческого, профессионально-трудового образования;
  • укрепление здоровья ребенка, обеспечение двигательной активности посредством уроков физической культуры и спортивно-массовой работы;
  • обеспечение демократических начал в личностном становлении, формирование законопослушного, обладающего личным достоинством, инициативного гражданина;
  • использование психолого-педагогической службы в формировании коллектива, развитии творческого и интеллектуального потенциала лицеистов, обеспечении профилактики социальной дезаптации и вредных привычек;
  • создание условий для участия семьи не только в воспитании своего ребенка, но и в образовательном процессе в классе и лицее в целом.
В условиях углубленной естественно-математической подготовки и направленности на формирование и восполнение интеллектуально-культурной элиты общества решаются следующие специфические задачи:
  • установление форм и методов обучения, обеспечивающих психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие детей;
  • обеспечение оптимальных условий для разностороннего развития каждой личности на основе индивидуальных возможностей;
  • создание системы педагогической поддержки одаренных детей на основе психолого-педагогической диагностики;
  • расширение сферы услуг дополнительного образования и досуговой деятельности;
  • направление усилий личности и социальных групп в сферу общественно-полезной деятельности.
Направления деятельности:
  • умственное воспитание и развитие;
  • идейно-нравственное, правовое, этическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • эколого-краеведческое воспитание;
  • художественное воспитание;
  • физкультурно-оздоровительное воспитание
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика.
Обучение и воспитание эффективно только тогда, когда используются методы, приемы, содержание, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.
В младших классах преобладает игровая деятельность, занятия носят подвижный характер, между трудом, учебой и игрой грани стерты – один вид деятельности переходит в другой. Большое значение имеет постепенное усиление активности самого ребенка, стимулирование его самовоспитания. Поэтому уже в начальной школе степень самостоятельности детей в подготовке внеклассных дел, в организации своей жизнедеятельности должна возрастать от класса к классу.
Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения, главным образом на уроках чтения и развития речи. Важным источником накопления знаний является знакомство детей с окружающей средой. Это экскурсии детей на природу, по городу, на производство. Во время этих экскурсий дети учатся наблюдениям за общественной жизнью, за трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.
Еще более важный источник накопления нравственных знаний – осмысливание детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. В то же время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются: становятся более содержательными, благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершенных действий, поступков.
Учитывая возрастные особенности младшего школьника, роль непосредственного окружения и личностную значимость учителя, образование и воспитание в 1-4 классах организуется под девизом “Наш класс – наш дом”.
Организации учебно-познавательной деятельности, умственному воспитанию способствуют разумное сочетание индивидуальной и групповой работы на уроке, введение элементов занимательности, интересных сведений по предметам учебного плана, выставки лучших тетрадей, работ учащихся, уроки-путешествия, викторины.
Идейно-нравственное, правовое и этическое воспитание заключается в работе над правилами для учащихся, выработке правил нравственного поведения своего класса, умению дружить, жить в коллективе, формирование сменного актива (библиотекарь, физорг, игровик, цветовод и др.), организация полезных дел, взаимопомощи, организация занятий по правилам дорожного движения.
Трудовое воспитание направлено на содержание в порядке личных вещей, заботу о сохранности классного инвентаря и мебели, чистоте в своем классе. Ученики получают элементарные трудовые навыки во время генеральной уборки в классе, учатся доводить начатое до конца.
Эколого-краеведческая работа заключается в систематическом наблюдении за окружающей средой, природой, трудом людей. Организуются экскурсии по городу на стройку, в магазин, выезды в лес, к родникам, посещение городского краеведческого музея, организация выставок по временам года, из природного материала, беседы о домашних питомцах и др.
Художественно-эстетическая работа ведется на уроках эстетического цикла, в кружках лицея и центра дополнительного образования через знакомство с культурой, традициями, обычаями народов Поволжья, развитие фантазии при выполнении творческих работ на уроках, организации утренников и праздников, где дети могут показать свои таланты.
Физкультурно-оздоровительная работа, здоровье сберегающее обучение заключается в обязательной организации динамических пауз на уроке, подвижных игр, ежедневных прогулок, занятий корригирующей гимнастикой на уроках физкультуры, организации питания, проведении бесед о здоровой пище, о гигиене личной и жилища, классного помещения.
Направления тесно переплетаются на уроках, комплексное обучение и воспитание поддерживается содержанием учебной программы в начальной школе.
Роль родителей неоценима: все коллективные дела класса проходят с их непосредственным участием. На родительских собраниях обсуждаются вопросы организации режима дня младшего школьника, приучения к самостоятельности и разумного контроля за учением и поведением, воспитания любви и уважения к старшим, заботы о младших, формирования здорового образа жизни, поощрения и наказания, трудового воспитания в семье.
Умственное воспитание и развитие
  • определение круга реальных учебных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития
  • создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
  • формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности
  • сохранение любопытства и информационной насыщенности
  • воспитание позитивного отношения к учебной оценке
  • повышение учебной мотивации учащихся
1 класс
  • Час общения по культуре умственного труда: “Люби книгу”, “Учись учиться самостоятельно”
  • Экскурсии: Наша школа, Наш класс, Наша школьная библиотека
  • Путешествие в страну Грамоту и Читайгород
  • Викторина “Пробуждение природы”
  • Беседы “Первый космонавт планеты - Юрий Гагарин”
2 класс
  • Праздник первой оценки
  • Викторина “По страницам любимых книг”
  • Классные часы “Учусь всё делать сам”
  • Интеллектуальный марафон “Чему учат в школе”
  • Игра-путешествие “Я вижу Землю”
  • Классный час “Писатели моего города детям (К.Булатова, В.Винокуров)”
3 класс
  • Игра “Всезнайки учат Незнайку”
  • Интеллектуальная игра “Звездный час”
  • КВН “Веселые математики”
  • Конкурс сочинений “Мои родственники - защитники родины”
  • Классные часы: “Домашние задания и как мы к ним относимся”, “Мир вокруг меня, какой он”, “Кем я хочу быть”
  • Классный час “Писатели Татарстана детям (Р.Миннулин, А.Алиш, М.Джалиль)”
4 класс
  • Игра “Делу время - потехе час”
  • Интеллектуальная игра “Умники и умницы”
  • КВН “Веселые геометры”
  • Час общения “Мир моих увлечений”
  • Классный час “Детские писатели”
Идейно-нравственное, правовое, этическое воспитание
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах
  • формирование потребности считаться с правилами поведения, добиваться применения их в каждодневных поступках дома, на улице, в школе
  • воспитывать в мальчиках и девочках уважение друг к другу, чувство любви и сострадания к близким родственникам
  • предупреждать и разрешать конфликтные ситуации
  • создание условий для формирования коллектива и развития личности в нем
1 класс
  • Занятие Светофорика. Маршрутные листы.
  • Классные часы “О невежах и вежливости”, “Об аккуратности”, “О лени и лентяях”, “Моя родная улица”
  • Час общения “Ты один дома”
  • Праздник “Герои-защитники Отечества”
  • Выставки рисунков “Мой город”
2 класс
  • ПДД “Переход улиц и дорог”
  • Классные часы “Что значит быть ответственным”, “Об обидах и причинах обид”, “Друг в моей жизни”
  • Час общения “Ты и твоя безопасность”
  • Викторина “День защитника Отечества”
  • Выставка рисунков “Мой Татарстан”
3 класс
  • ПДД “Дорожные знаки”
  • Классные часы “Что значит в жизни похвала”, “Что такое характер”, “Поговорим о том, как мы выглядим”, “Улицы моего города, названные именами героев”
  • Час общения “Безопасное поведение детей”
  • Рыцарский турнир
4 класс
ПДД “Я - участник дорожного движения”
  • Классные часы “Мои мечты и мои желания”, “Герои Советского Союза - мои земляки”
  • Час общения “Что надо знать о криминальной опасности”
  • Встреча с участниками войны и ветеранами тыла
  • Участие в малой Зарнице
Трудовое воспитание
  • формирование навыков и умений по содержанию в порядке личных вещей
  • забота о сохранности классного инвентаря и мебели
  • соблюдение чистоты и порядка в учебных кабинетах лицея
  • получение элементарных трудовых навыков во время дежурства по классу
  • воспитание любви к труду и уважения к людям труда
1 класс
  • Час общения “Что я должен делать сам”, “Моё рабочее место”
  • Рейд “Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки”
  • Праздник “Все работы хороши, пусть меня научат”
  • Операции “Кормушка”
2 класс
  • Час общения “Я помогаю маме, папе”, “Мое общественное поручение”
  • Выставка “Природа и фантазия”
  • Мастерская Деда Мороза
  • Операция “Живи книга”
  • Классный час “Учись правильно выполнять домашнее задание”
3 класс
  • Интеллектуальная игра “Я люблю конструировать”
  • Конкурс рисунков “Профессии моих родителей”
  • Операция “Книжкина неделя”
  • Конкурс “Снежная фантазия”
4 класс
  • Встреча с представителями разных профессий
  • Экскурсии на предприятия сферы обслуживания (например, хлебозавод)
  • Конкурс “Снежных архитекторов”, “Умельцы”...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.11 | Просмотров: 3179

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340