Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Педагогическая разработка свободных экспресс — дебатов на тему: Человеку, не владеющему компетенциями устного и письменного общения, грозит исключение из общества
Автор(ы): Анянова Ирина Викторовна, замдиректора по учебной работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Во всем мире при решении вопросов модернизации образования в центре оказываются вопросы культуры человека, в частности то, как современные люди умеют контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения – то есть как человек умеет общаться. От этого умения во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом. Но слишком часто и убедительно в настоящее время демонстрируют свое неумение общаться не только выпускники школы, но и профессионалы (ведущие радио- и телевизионных программ, парламентарии, преподаватели, юристы и т.д.). Да, в наше время общение не стало “удивительной роскошью” нашей жизни: умение говорить, слушать, читать, писать не стало реально действующим инструментом поисков согласия, конструктивных идей, решения вопросов. А ведь умение договариваться, находить мирный компромисс стоит многого. Обладай мы все умением и желанием договориться, конструктивно обозначить и понять позиции друг друга, кто знает - может быть, не было бы войн, терроризма, “мордобоя” депутатов, бытовых конфликтов, такого количества разводов и проявлений аддиктивного поведения в обществе. Сегодняшняя мода на дебаты, чрезмерное ими увлечение привело не столько к пониманию, осмыслению каких-то событий в нашей действительности, сколько к популяризации публичных деятелей от властных структур, политики, науки, искусства и иных сфер деятельности. Именно это дало повод Президенту России В.В.Путину в ходе предвыборной кампании публично заявить о “бесплодности такого рода дебатов”. Однако общение необходимо, пусть и искусственно организованное, но – продуктивное, помогающее взаимопониманию, взаимодействию, взаимовоспитанию, взаимообогащению, взаиморазвитию. Дебаты – это своеобразные тренинги общения, способствующие развитию социабильности (склонности к завязыванию связей с другими людьми), самопроявления и самоутверждения индивидов, определению собственной роли в решении проблем. Назначение дебатов: рассмотреть дидактические возможности общения участников образовательного процесса для развития языковой компетентности и коммуникативных способностей. Тема: Человеку, не владеющему компетенциями устного и письменного общения, грозит исключение из общества. (Из списка ключевых компетенций на семинаре Совета Европы в рамках проекта “Среднее образование в Европе”, 1998г) Ограничения: педагогическая ситуация. Цели: определение тактики развития языкового общения в ОУ (форм общения, педагогических технологий) как ведущего средства образования. Организация конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса: - выражение собственного видения проблемы;
- определение собственной роли, возможностей и задач участниками образовательного процесса в решении проблемы;
- нахождение общих интересов участниками образовательного процесса;
- формирование основных положений образовательной программы по развитию речевой компетентности и коммуникативности детей.
Планируемый результат: - На уровне педагога – обозначение подходов и задач к развитию коммуникативных способностей средствами языка;
- На уровне обучающихся – формирование представления о возможностях и условиях развития речевой компетентности и коммуникативных способностей; определение собственной роли в решении проблемы;
- На уровне родителя – определение собственной возможности и задач участия в развитии речевой компетентности и коммуникативности детей;
- На уровне руководителей ОУ – определение задач управленческой деятельности по развитию риторической и коммуникативной компетентности педагогов и формированию основных положений образовательной программы по развитию речевой компетентности и коммуникативности детей.
Состав участников: педагоги, администраторы, учащиеся, их родители из общеобразовательных школ района. Группы взаимодействия и моделируемые социальные роли: - Первая социальная группа – педагоги (сборная команда учителей, педагогов ДО, классных воспитателей и т.п., любых участников дебатов, желающих участвовать в роли педагога);
- Вторая социальная группа – родители учащихся (сборная команда родителей, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли родителя);
- Третья социальная группа – учащиеся (сборная команда учащихся, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли учащихся);
- Четвертая социальная группа – администраторы (сборная команда руководителей школ, заместителей директора, психологов, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли администратора).
Ролевые участники дебатов: - Ведущие
- Таймкипер
- Менеджеры
- Спикеры
- Эксперты
- Актеры
Регламент: Представление темы, участников, правил, регламента - 8 мин. Экспресс-мнение (заявка позиции участников – 1 человек от группы по 30 сек) - 4 мин. Педагогическая ситуация №1 - 8 мин. Работа в группах - 3 мин. Барьер - 20 мин. Экспертиза - 3 мин. Педагогическая ситуация №2 - 8 мин. Работа в группах - 3 мин. Барьер - 20 мин. Экспертиза - 3 мин. Педагогическая ситуация №3 - 8 мин. Работа в группах - 3 мин. Барьер - 20 мин. Экспертиза - 3 мин. Итоговое обсуждение (свободный обмен мнениями) - 10 мин. Подведение итогов (по 2 мин) - 13 мин. Итого: 2 астрономических часа - 15 мин. Правила проведения дебатов: Диалог образовательного сообщества проводится в 3 этапа. Первый этап: обозначение позиции (экспресс-мнение). В сжатой форме высказывается позиция участника дебатов по отношению к тезису-теме дебатов (настолько ли важно в наше время владеть компетенциями устного и письменного общения и настолько ли страшно не владеть). От каждой команды по одному выступающему по 30 сек. Второй этап: выявление уровня владения технологией общения. Состоит из трех педагогических ситуаций, разыгрываемых в игровой форме. Первая педагогическая ситуация разыгрывается на уровне учащегося и педагога. В ходе урока рождается конфликтная ситуация между ребенком и педагогом. Из данного конфликта ни педагог, ни учащийся не могут найти выход. Этот конфликт развивается во второй педагогической ситуации, которая разыгрывается на уровне педагога и родителя. Оба участника общения не нашли разумного выхода из данной конфликтной ситуации. Продолжение следует в третьей педагогической ситуации, участниками которой становятся все предыдущие действующие лица и директор школы. Почвой для разговора в данном случае явились не только устные высказывания участников, но и поступившие жалобы от родителей и докладные от учителя на имя директора по поводу конфликта. Предположительно данная ситуация должна завершиться каким – то компромиссным решением, которое удовлетворит всех действующих лиц, участвующих в конфликте. Решение каждой ситуации разбито на несколько шагов: - непосредственно показ (просмотр) педагогической ситуации (8 мин);
- обсуждение и анализ ситуации в группах по предложенному алгоритму с учетом социальной направленности группы; назначение менеджером команды двух спикеров для представления позиции группы у барьера. Менеджер имеет право выступать в роли спикера;
- барьер – восемь участников (по 2 от каждой команды). На выступление каждой команды отводи...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.12 | Просмотров: 1606
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|