Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Педагогическая разработка свободных экспресс — дебатов на тему: Человеку, не владеющему компетенциями устного и письменного общения, грозит исключение из общества - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Педагогическая разработка свободных экспресс — дебатов на тему: Человеку, не владеющему компетенциями устного и письменного общения, грозит исключение из общества


Автор(ы): Анянова Ирина Викторовна, замдиректора по учебной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Во всем мире при решении вопросов модернизации образования в центре оказываются вопросы культуры человека, в частности то, как современные люди умеют контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения – то есть как человек умеет общаться. От этого умения во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.
Но слишком часто и убедительно в настоящее время демонстрируют свое неумение общаться не только выпускники школы, но и профессионалы (ведущие радио- и телевизионных программ, парламентарии, преподаватели, юристы и т.д.). Да, в наше время общение не стало “удивительной роскошью” нашей жизни: умение говорить, слушать, читать, писать не стало реально действующим инструментом поисков согласия, конструктивных идей, решения вопросов.
А ведь умение договариваться, находить мирный компромисс стоит многого. Обладай мы все умением и желанием договориться, конструктивно обозначить и понять позиции друг друга, кто знает - может быть, не было бы войн, терроризма, “мордобоя” депутатов, бытовых конфликтов, такого количества разводов и проявлений аддиктивного поведения в обществе.
Сегодняшняя мода на дебаты, чрезмерное ими увлечение привело не столько к пониманию, осмыслению каких-то событий в нашей действительности, сколько к популяризации публичных деятелей от властных структур, политики, науки, искусства и иных сфер деятельности. Именно это дало повод Президенту России В.В.Путину в ходе предвыборной кампании публично заявить о “бесплодности такого рода дебатов”.
Однако общение необходимо, пусть и искусственно организованное, но – продуктивное, помогающее взаимопониманию, взаимодействию, взаимовоспитанию, взаимообогащению, взаиморазвитию. Дебаты – это своеобразные тренинги общения, способствующие развитию социабильности (склонности к завязыванию связей с другими людьми), самопроявления и самоутверждения индивидов, определению собственной роли в решении проблем.
Назначение дебатов: рассмотреть дидактические возможности общения участников образовательного процесса для развития языковой компетентности и коммуникативных способностей.
Тема: Человеку, не владеющему компетенциями устного и письменного общения, грозит исключение из общества.
(Из списка ключевых компетенций на семинаре Совета Европы в рамках проекта “Среднее образование в Европе”, 1998г)
Ограничения: педагогическая ситуация.
Цели: определение тактики развития языкового общения в ОУ (форм общения, педагогических технологий) как ведущего средства образования.
Организация конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса:
  • выражение собственного видения проблемы;
  • определение собственной роли, возможностей и задач участниками образовательного процесса в решении проблемы;
  • нахождение общих интересов участниками образовательного процесса;
  • формирование основных положений образовательной программы по развитию речевой компетентности и коммуникативности детей.
Планируемый результат:
  • На уровне педагога – обозначение подходов и задач к развитию коммуникативных способностей средствами языка;
  • На уровне обучающихся – формирование представления о возможностях и условиях развития речевой компетентности и коммуникативных способностей; определение собственной роли в решении проблемы;
  • На уровне родителя – определение собственной возможности и задач участия в развитии речевой компетентности и коммуникативности детей;
  • На уровне руководителей ОУ – определение задач управленческой деятельности по развитию риторической и коммуникативной компетентности педагогов и формированию основных положений образовательной программы по развитию речевой компетентности и коммуникативности детей.
Состав участников: педагоги, администраторы, учащиеся, их родители из общеобразовательных школ района.
Группы взаимодействия и моделируемые социальные роли:
  • Первая социальная группа – педагоги (сборная команда учителей, педагогов ДО, классных воспитателей и т.п., любых участников дебатов, желающих участвовать в роли педагога);
  • Вторая социальная группа – родители учащихся (сборная команда родителей, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли родителя);
  • Третья социальная группа – учащиеся (сборная команда учащихся, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли учащихся);
  • Четвертая социальная группа – администраторы (сборная команда руководителей школ, заместителей директора, психологов, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли администратора).
Ролевые участники дебатов:
  • Ведущие
  • Таймкипер
  • Менеджеры
  • Спикеры
  • Эксперты
  • Актеры
Регламент:
Представление темы, участников, правил, регламента - 8 мин.
Экспресс-мнение (заявка позиции участников – 1 человек от группы по 30 сек) - 4 мин.
Педагогическая ситуация №1 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Педагогическая ситуация №2 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Педагогическая ситуация №3 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Итоговое обсуждение (свободный обмен мнениями) - 10 мин.
Подведение итогов (по 2 мин) - 13 мин.
Итого: 2 астрономических часа - 15 мин.
Правила проведения дебатов:
Диалог образовательного сообщества проводится в 3 этапа.
Первый этап: обозначение позиции (экспресс-мнение).
В сжатой форме высказывается позиция участника дебатов по отношению к тезису-теме дебатов (настолько ли важно в наше время владеть компетенциями устного и письменного общения и настолько ли страшно не владеть). От каждой команды по одному выступающему по 30 сек.
Второй этап: выявление уровня владения технологией общения.
Состоит из трех педагогических ситуаций, разыгрываемых в игровой форме.
Первая педагогическая ситуация разыгрывается на уровне учащегося и педагога. В ходе урока рождается конфликтная ситуация между ребенком и педагогом. Из данного конфликта ни педагог, ни учащийся не могут найти выход.
Этот конфликт развивается во второй педагогической ситуации, которая разыгрывается на уровне педагога и родителя. Оба участника общения не нашли разумного выхода из данной конфликтной ситуации.
Продолжение следует в третьей педагогической ситуации, участниками которой становятся все предыдущие действующие лица и директор школы. Почвой для разговора в данном случае явились не только устные высказывания участников, но и поступившие жалобы от родителей и докладные от учителя на имя директора по поводу конфликта. Предположительно данная ситуация должна завершиться каким – то компромиссным решением, которое удовлетворит всех действующих лиц, участвующих в конфликте.
Решение каждой ситуации разбито на несколько шагов:
  • непосредственно показ (просмотр) педагогической ситуации (8 мин);
  • обсуждение и анализ ситуации в группах по предложенному алгоритму с учетом социальной направленности группы; назначение менеджером команды двух спикеров для представления позиции группы у барьера. Менеджер имеет право выступать в роли спикера;
  • барьер – восемь участников (по 2 от каждой команды). На выступление каждой команды отводи...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.12 | Просмотров: 1606

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340