Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Урок в 11-м классе по теме: Прощание с математикой
Автор(ы): Филиппова Оксана Николаевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Перед уроком проходит деление на команды. Учащиеся при входе вбирают фигуры, которые им понравились (круг, квадрат, треугольник, овал, трапеция). Таким образом, получаем 5 команд – участников математической олимпиады. Ход урока: 1. Организационный момент. - Добрый день, дорогие выпускники! Вот и подошло к концу ваше обучение в школе. Сегодня у нас последний школьный урок математики. 17 лет – время, когда уже пора всерьёз задуматься над вопросом, который вы хорошо знаете по знаменитым строчкам В.В. Маяковского: “ У меня растут года, будет и 17. Где работать мне тогда, чем заниматься?” Конечно, кто-то после окончания школы будет работать, кто-то продолжит своё обучение дальше, кто-то будет растить своих детей. Но все вы, всегда будете решать различные задачи. А хорошее решение может быть принято только на основе знаний, в том числе и математических. И здесь математика имеет значительное преимущество перед другими предметами. Ведь на уроках математики мы учились правильно рассуждать, принимать обоснованные решения, защищать и отстаивать своё мнение. Мы развивали внимание, память, воображение. Всё это делает человека подлинно культурным и образованным. А мне хочется, чтобы вы были именно такими. Мы провели с вами много уроков, но этот не такой как все. Он – последний! Поэтому он - необычный. Сегодня мы не будем решать, доказывать. Сегодня мы будем играть. Я приглашаю вас принять участие в математической олимпиаде. 2. Разминка. Любое соревнование начинается с тренировки. Нашей тренировкой будут ответы на вопросы, которые когда-то на уроках вы рассматривали. 1) Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики….? / Арифметика / 2) Русские шифровальщики считаются лучшими в мире. Этому способствуют три совершенно необходимых условия – качества, в которых они традиционно сильны: …, музыка и шахматы. Назовите первое. / Математика / 3) Как называется графический знак числа? / Цифра / 4) Этаж с каким номером сплошь и рядом отсутствует в многоэтажных отелях Европы и Америки? / 13 / 5) Назовите наименьшее порядковое числительное? / первый / 6) Число Авогадро используется математиками или химиками? / химиками / 7) Какой автомобильный номер в итальянском городе Пиза является самым примечательным с точки зрения математика? / ПИ – 31415. / 8) Какие математические знаки бывают круглыми, квадратными и фигурными? / Скобки / 9) Что на Руси раньше называли ломаными числами? / Дроби / 10) Что, по Шопенгауэру, составляет 9/10 нашего счастья? / Здоровье / 11) Лемма в математике – это вспомогательная теорема или аксиома? / Вспомогательная теорема / 12) Лемминги – это авторы лемм или животные? / Это млекопитающие подсемейства полёвок. / 13) Какой геометрический термин образовался от латинских слов “струна”, “тетива”? /Хорда / 14) Кривобокая линейка – это … / Лекало / 15) Про какой многоугольник сложена русская поговорка “Что вдоль, что поперёк”? / Квадрат /. 3. Эстафета. Здесь очень важно участвовать дружно, друг другу доверять и внимательно слушать. К доске выходят по одному участнику от каждой команды по очереди. Им завязывают глаза. По очереди им предстоит на плакате найти нужное число по указанию команды. С места дети тоже говорят по очереди и только один раз. Переговариваться между собой нельзя. Каждому участнику команды учитель показывает на карточке своё число. Этот участник может дать указание своему товарищу у доски. Ученик у доски должен держать в руке указку и направлять её на плакат с числами. Например: “Подними руку немного вверх”, или “ Отведи руку вправо по диагонали на 20 сантиметров”. Выигрывает та команда, которая потратила меньше всего времени. 4. Стрельба по мишеням. Для этого у нас есть специальная мишень. Но стрелять вы будете не из ружей, а с помощью ручки и листочка. У каждой команды карточка с рисунком. Ваша задача записать названия функций и графиков функций, которые здесь изображены. 5. Кто сильнее? На олимпийских играх проверяется, кто сильнее, с помощью штанги. Кто тяжелее поднимет груз, тот и сильней. Мы же с вами проверять, кто сильнее, будем с помощью математических софизмов. Например: а) Вес слона равен весу комара. Пусть х – вес слона, а у – вес комара. Обозначим сумму этих весов 2с: х + у = 2с Из этого равенства можно получить ещё два: х – 2с = - у и х = - у + 2с. Перемножим почленно эти два равенства х2 – 2сх = у2 – 2су. Прибавим к обеим частям последнего равенства по с2: х2 – 2сх + с2 = у2 – 2су + с2 или ( х – с)2 = ( у – с)2. Извлекая квадратный корень из обеих частей последнего равенства, получим: х – с = у – с или х =у, т. е. вес слона равен весу комара! Разберитесь, в чём тут дело? Ответ: Эта нелепость получилась вследствие небрежности при извлечении квадратного корня. б) Пропавший рубль. Три подруги зашли в кафе выпить по чашке кофе. Выпили. Официант принёс им счёт на 30 рублей. Подруги заплатили по 10 рублей и вышли. Однако хозяин кафе почему-то решил, что поданный на этот столик кофе стоит 25 рублей, и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1878
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|