Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников


Автор(ы): Гуцол Елена Вячеславовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изменились условия жизни, произошла смена парадигмы образовательного процесса, стремительными темпами изменились параметры окружающего мира. Все это привело к тому, что действия по шаблону, в рамках стандартных знаний, умений и навыков не дают возможности адаптироваться к происходящим изменениям.
В настоящее время к деятельности человека предъявляются множество требований, одним из которых является ее творческий характер. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания стало одной их социально значимых задач современной школы. Школа должна выпустить в жизнь успешного, полноценно действующего человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Только такой человек сможет достойно жить в современном обществе.
Наиболее благоприятный период для того, чтобы начать формирование качества творческой личности, развивать ее творческий потенциал, - это период обучения в начальной школе.
Развитие творческого потенциала личности в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
  • Замечать любые творческие проявления учеников;
  • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Еще В.А. Сухомлинский в своей работе «Сердце отдаю детям», писал, что любое детское открытие, умозаключение является полноценным тогда, когда достигнуто через творчество.
Работая с детьми, Василий Александрович пришел к выводу, что научить ребенка можно лишь с помощью живого слова, с помощью окружающего мира. Его учение неотделимо от природы и от творчества.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». [7]
Этот мир должен окружать ребенка тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Именно от того, комфортно ли ребенку, зависит его желание учиться.
Без творчества, игры, фантазии, дети потеряют желание учиться, так как заучивание приводит сначала к непониманию, а потом и к нежеланию учиться. Он призывает не связывать крылья детской фантазии, а наоборот давать ей развиваться. Сменять однообразный урок чтения прогулкой, рисованием, игрой или живой беседой.
Примером такой работы является «Школа радости» и «Школа под открытым небом» В.А. Сухомлинского. В своей работе он использует не заучивание букв и написаний, а силу природы. Объясняя слово «ЛУГ», Сухомлинский с детьми выходит на луг, садиться в тени дерева и наблюдает за облаками, коровами, насекомыми. Слушал «музыку» луга, а потом рисовал « Я рисую луг в своем альбоме; рисую коров и гусей, рассыпавшихся как белые пушинки, и еле заметный дымок, и белое облачко над горизонтом. Дети очарованы красотой тихого утра и тоже рисуют. Я подписываю рисунок: «Луг». Для большинства малышей буквы — это рисунки. И каждый рисунок что-то напоминает. Что же? Стебелек травы. Перегнул стебелек — и получился рисунок «Л». Сложил 2 стебелька — вот и новый рисунок — «У». Дети подписывают рисунок словом луг. Потом мы читаем это слово.» [7]
Аналогично педагог изучал с детьми написания и других слов: «Шли дни и недели, мы совершали все новые и новые «путешествия» к истокам живого слова. Особенно интересным было знакомство со словами село, бор, дуб, ива, лес, дым, лед, гора, колос, небо, сено, роща, липа, ясень, яблоня, облако, курган, желуди, листопад. Весной мы посвящали «путешествия» словам цветы, сирень, ландыш, акация, виноград, пруд, река, озеро, опушка, туман, дождь, гроза, заря, голуби, тополь, вишня. В альбом «Наше родное слово» каждый раз рисовал свою картину тот ребенок, у которого слово пробуждало самые яркие представления, чувства, воспоминания. Никто не оставался равнодушным к красоте родной речи; уже... месяцев через восемь после начала нашей работы дети знали все буквы, писали слова и читали».[7]
Через творчество учителя развивается творчество детей. Через творчество учителя проходит обучение. Именно от искусства учителя зависит то, как ребенок будет смотреть на свою деятельность. Чем богаче духовная жизнь ребенка, тем глубже и прочнее его знания. Яркие образы действительности необходимы для познания ребенком взаимосвязей окружающего мира.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познает окружающий мир. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
И.Я. Лернером выделены следующие черты творческой деятельности:
  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
  • видение новой функции знакомого объекта;
  • умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать ранее известные способы решения пр...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.12 | Просмотров: 1334

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340