Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка в 3-м классе Имя прилагательное как часть речи
Автор(ы): Демешина Яна Афанасьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных. Развивающая: Развитие познавательных интересов, нравственных качеств личности. Воспитательная: С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, способствовать сознательному усвоению материала. Проведение работы над повышением грамотной устной и письменной речи учащихся. Формирование самоанализа и подражания на положительный результат. Тип урока: Урок-повторение. Оборудование: - Картинки с изображением собак.
- ТСО (компьютер, экран, проектор).
- Запись: «Не дразните собак», сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
План урока: - Организационная часть урока
- Орфографическая минутка.
- Сообщение темы урока.
- Закрепление пройденного материала
- Самостоятельная работа
- Обобщение
- Самоанализ
- Домашнее задание.
Ход урока 1. Организационный момент. (Дети заранее разбиваются на 4 группы). У. Добрый день дети, посмотрите, как улыбается нам солнышко, улыбнемся и мы! 2. Орфографическая минутка. - Зрительный диктант по методике Зайцева. (1 блок – 6 предложений на разные темы).
3. Сообщение темы урока. У. Ребята, угадайте, о какой части говорится в этом четверостишии: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Тема сегодняшнего урока – «Имя прилагательное». (тему урока вывешиваю на доске). Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит отличную отметку. Я буду очень рада вашим хорошим ответам. Итак, начинаем! 4. Закрепление пройденного материала. Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение. 1 ученик: Очень занимательное Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это! Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? 2 ученик: Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая», «Красивая», «любимая». Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-гательные. Чтобы все отличным стало, Разных признаков немало. Будем всюду замечать И к месту в речи их вставлять. У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные? (ответы детей). Что такое имя прилагательное? Дадим ему определение. (Ответы детей) У. Послушайте загадку. С хозяином дружит, Ему верно служит. Живет под крылечком, А хвост колечком. Дети. Собака. У. Правильно. Вот уже двадцать веков существует нерасторжимый союз собаки и человека. Много сил, знаний и упорства потребовалось от человека, чтобы создать столько непохожих друг на друга пород собак, которые существуют сегодня. Как вы думаете, сколько пород собак выведено в мире? (Ответы детей). У. Сегодня на Земле насчитывается более 400 пород наших четвероногих друзей. И год от года их становится все больше и больше. Наша любовь к собакам безгранична. Однако преданность собаки человеку сильнее, потому что она любит его больше, чем себя. Ребята, а знаете ли вы, какие бывают собаки? Какие породы вы знаете? (Ответы детей) (На проекторе показываю породы собак и соответствующий текст). Вот, например, перед вами экзотические собаки. (Также тексты у каждого учащегося.) Текст: Самая маленькая собачка Чихуахуа. Самая маленькая собачка на свете и она доставит минимум неприятностей с соседями. К её достоинствам можно отнести: удобный, портативный размер; хорошая переносимость путешествий; необычайная преданность и верность хозяину. Задание: Найдите в этом тексте имена прилагательные. (Ответы детей). У. Как определили, что это имя прилагательное, а не имя существительное? Докажите, что это имя прилагательное. (Ответы детей). У. Молодцы, ребята! А теперь посмотрите текст о следующей собаке. Самая ушастая собака Папийон. Примечательная особенность породы – красивые, похожие на расправленные крылья бабочки уши. Эта собака отнюдь не коротышка. Голова маленькая, слегка округлая, с хорошо обозначенным переходом ото лба к морде. Задание: Найдите в названии текста имя прилагательное. (Ответы детей: Ушастая собака). У. Слово «самая» усиливает значение имени прилагательного ушастая. Найдите в первом предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное. (Ответы детей). У. Да, очень хорошо! Прилагательное и существительное очень дружны. А как они дружат? Почему имя прилагательное имеет род? Число? Падеж? (ответы детей: Потому что род, число, падеж имеет имя существительное, а имя прилагательное зависит от имени сущ., объясняет его.) Самый большой собака Английский мастиф. Крупнейшее порода домашней собаки – английский мастиф; самцы породы обычно весят 77-91 кг.; Рекордного веса и длины достиг английский мастиф Айкама Зорба из Ла-Сузы, принадлежащий Крису Ираклидесу, Лондон, Великобритания. Задание: Ребята никто не заметил в этом тексте ничего странного? Найдите в этом тексте ошибки. У. Молодцы! Те, кто первыми нашли ошибки. Как говорили бы о хорошей собаке, у них острые глаза, отличный нюх на ошибки! Упражнение на наблюдательность. Задание: Сосчитай сколько на картинке живых собак, а сколько игрушечных? (показываю картинку). У. Ребята, а вот этот щенок – он какой? (Ответы детей: маленький, миленький, смешной, черненький). У. Какие суффиксы мы использовали, чтобы показать, как мы любим, ласкаем этого щеночка? (Ответы детей: -еньк, -н,). Физкультминутка. У. А теперь ребята я вам даю конверты, где находятся 5 разрезанных на части русских поговорок. Надо правильно собрать их. Задание понятно? Получите, пожалуйста, конверты. Поговорки: - На охоту ехать – собак кормить.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- Собаки лают, а караван идет.
- Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
- Как собака на сене: и не ест, и другим не дает.
У. Сначала собака просто помогала человеку добывать пищу, чуть позже научилась воевать вместе с солдатами, охранять замки, принимать участие в царских охотах. Собака приспосабливалась к тем условиям жизни, где появлялась, будь то город или деревня, времена Средневековья или XX век. Следующее задание посвящено занятиям собак. Нужно вспомнить и написать все возможные варианты «профессий» собак. Ответы детей: сторож, поводырь, охотник, циркач, космонавт, геолог, аквалангист, санитар, альпинист, сапер, пограничник, спасатель, перевозчик, спортсмен, боец, проводник, пастух, сыщик, артист, таможенник. У. А теперь по выбору на три существительные подбери...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4161
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|