Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Новейшая технология при изучении географии в сельской школе - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Новейшая технология при изучении географии в сельской школе


Автор(ы): Николаева Ирина Федоровна, зам. директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества.
Сельская школа – это особый тип учебных заведений, имеет ряд своих особенностей:
  • среда и социум, резко отличающиеся от городских;
  • отсутствие культурных объектов, таких как театры, музеи, библиотеки с обширным научным фондом;
  • низкий уровень материально-технической базы.
Исходя из реалий сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема их уровня педагогический коллектив под руководством заместителя директора по учебной части Николаевой И.Ф. с 1994 года проводит систематическую работу по изучению и внедрению современной образовательной технологии. С 1994–1995 учебного года школа начала работу по новейшей технологии КСО (ДЕМСОС) по предметам как, география, история, якутская литература, биология, английский язык.
КСО – это коллективный способ обучения. Полное название: "коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения" и системообразующей становится коллективная форма. КСО – это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Приемы и методы КСО

  • Взаимные диктанты в парах сменного состава.
  • Разучивание стихотворений.
  • Работа в парах сменного состава по карточкам.
  • Методика М.Г. Булановской.
  • Взаимообмен заданиями (ВОЗ).
  • Методика работы по вопросникам.
  • Методика Ривина А.Г.
  • Сотрудничество учащихся "по вертикали".
  • Педагогика сотрудничества и "погружение".
Принципы КСО:
  • завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;
  • непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;
  • сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
  • разнообразия тем и заданий (разделения труда);
  • разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
  • обучения по способностям индивида;
  • педагогизации деятельности каждого участника.

Использование технологии КСО в Кыргыдайской средней школе

В нашей школе в начале работы по КСО в первую очередь перед каждым учителем ставились вопросы, как привить интерес к знаниям, как воспитывать трудолюбие, самостоятельность, как включить в работу каждого ученика. Проводились различные семинары, практические занятия, открытые уроки.
Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Коллективная организационная форма реализуется методиками (Ривина, ВОЗ, ВПЗ, ВПТ, доводящая карточка, обратная методика Ривина). Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний.
Учитель и учащийся руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильная дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся по всем предметам работает по индивидуальному плану.
В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.
После анализа работы за четыре года по технологии КСО учителя убедились в том, что коллективный способ обучения способствует повышению качества знаний учащихся и с 1998 года концепцией развития школы определена стратегия сильных изменений, затрагивающих структуру, содержание, способы и формы организации работы в школе. Введен сетевой, пятидневный график обучения с использованием на уроках приемов и методов коллективного способа обучения, которые вполне соответствуют для сельской малокомплектной школы. Школа стала настоящей творческой лабораторией, которая ведет разработку новейшей педагогической технологии ДЕМСОС. Повысились качество успеваемости, показатели школы на олимпиадах и по поступаемости выпускников в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы. Особое место в работе школы отводится научно-исследовательской работе учащихся.

Новая технология на уроках географии.

Перед учителем встают вопросы: как привить учащимся интерес к знаниям, как воспитать трудолюбие, как включить в работу каждого ученика. Выход этот – в применении коллективного способа обучения. Именно он дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному обучению.
На уроках географии я применяю опорные конспекты В.Ф. Шаталова и коллективный способ обучения В.К.Дьяченко. Работаю над внедрением новой технологии с 1990-х годов. В начале школьники овладели отдельными методиками: взаимообмен заданиями,взаимопередача тем, методика Ривина, работа по вопросникам, географические взаимодиктанты. Работу вела в спаренных уроках.
Эти учебные занятия направлены на выработку таких важных качеств, как:
  • умение творчески мыслить;
  • самостоятельно изучать литературу;
  • уметь слушать, вникать в суть дела;
  • развивать речь и.т.д.
После того, как учащиеся овладели этими методиками, осуществили “запуск” на сотрудничество “по вертикали”, начали изучение предметов по сетевому графику обучения с 1995 – 1996 учебного года. С 2001 – 2002 уч. года начала обучение в разновозрастных группах.
В результате такой организации учебного процесса, дети научились самостоятельно добывать знания, на уроках создана деловая атмосфера и учитель получает возможность сосредоточить внимание на индивидуальной работе учащихся.
Перед каждым уроком провожу большую подготовительную работу, разрабатываю тематический план, опорные конспекты, вопросники, практические работы, контрольные вопросы, номенклатура, маршрутные листы.
Например, для изучения темы “Австралия и Океания” ученику дается:
  • план;
  • опорный конспект по теме;
  • практическая работа №1, 2;
  • работа по карте (номенклатура);
  • контрольные вопросы (зачет).
По программе на изучение темы отводится 5 уроков. Урок можно организовать по-разному в зависимости от уровня учащихся.
Маршрутный лист по теме “Австра...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.13 | Просмотров: 1397

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340