Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пушкин и его время (литературная игра для старшеклассников) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Пушкин и его время (литературная игра для старшеклассников)


Автор(ы): Богуславская Людмила Ильинична, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Ф.И.Тютчев
1. Представление команд: название, эмблемы, девиз.
2. Адресаты лирики Пушкина.
(Задания даются командам поочередно)
- Кому поэт посвятил эти строки?
1) “Подруга дней моих суровых” (Арине Родионовне)
- “Мой первый друг, мой друг бесценный” (И.И.Пущину)
2) “Друзья мои, прекрасен наш союз!” (Лицеистам)
- “Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль” (В.А.Жуковскому)
3) “Сын лени вдохновенный” (А.Дельвигу)
- “Мой брат родной по музе, по судьбам” (В.Кюхельбекеру)
4) “С веселых струн во дни покоя походную сдувая пыль,
Ты славил, лиру перестроя, любовь и мирную бутыль” (Д.Давыдову)
- “Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья” (П.Чаадаеву)
3. Конкурс знатоков геральдики
- Составить символический герб А.С.Пушкина, прокомментировать его
.
4. Конкурс пантомимы. (Темы по жребию)
- Угадать инсценированный соперниками отрывок из произведения А.С.Пушкина.
а) “Сказка о царе Салтане”: “К морю лишь подходит он… - Бьет крылом и в море топит”.
б) “Сказка о мертвой царевне”: “Вдруг сердито под крыльцом пес залаял… - Пес как прыгнет, завизжит…”
5. Аукцион “Кто больше?”. (Конкурс болельщиков)
- Назвать пары литературных героев Пушкина (например, Онегин – Татьяна).

6. Состязание поэтов – буриме.

- Написать стихи с рифмами:
вновь – любовь
холод – голод
Сравнить с пушкинскими:
И с каждой осенью я расцветаю вновь.
Здоровью моему полезен русский холод.
К привычкам бытия вновь чувствую любовь,
Чредой слетает сон, чредой находит голод…
7. “Узнай героя”. (Конкурс болельщиков)
- Кто из героев Пушкина.

а)
- насвистывал в минуты раздраженья “Гром победы раздавайся” (Троекуров, “Дубровский”)
- наряжался, идя на свидание, в крестьянское платье (Лиза, “Барышня-крестьянка”)
б)
- не мог отличить ямб от хорея (Онегин, “Евгений Онегин”)
- делал змея из географической карты (Петр Гринев, “Капитанская дочка”)
в)
- казался русским, а носил иностранное имя (Сильвио, “Выстрел”)
- был похищен в день свадьбы (Людмила, “Руслан и Людмила”)
г)
- “всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела” (Ольга Ларина, “Евгений Онегин”)
- “в книгах не видал греха, он не читал их никогда” (Ларин, “Евгении Онегин”)
д)
- “корсет носила очень узкий и русский Н, как N французский, произносить умела в нос” (Ларина, “Евгений Онегин”)
- “красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт” (Владимир Ленский, “Евгений Онегин”)
е)
- “тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и плут” (Флянов, “Евгений Онегин”)
- “капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей” (Зарецкий, “Евгений Онегин”)
8. Лирическая пауза. Чтение стихов А.С.Пушкина.
9. Конкурс “Инкогнито”.

- С помощью подсказок узнай современника Пушкина. Чем меньше подсказок, тем больше баллов набирает команда.

Джордж Гордон Ноэль Байрон
  1. Он был выдающимся спортсменом своего времени: пловцом, боксером, стрелком, наездником.
  2. Выдающийся критик В.Г.Белинский назвал его “Прометеем, прикованным к скале, терзаемым коршуном”.
  3. Его любимым героем был Вильгельм Телль, а любимым писателем – Вольтер.
  4. Он был путешественником, военным, дипломатом, поэтом.
  5. Его провожали в последний путь под звуки артиллерийского салюта.
  6. Его перу принадлежит “Надпись на могиле ньюфаундлендской собаки”.
  7. Он “умер…при героической попытке вернуть этой стране ее древнюю свободу и славу” (из надписи на надгробной плите).
  8. О нем писали Рылеев, Гете, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов.
  9. При жизни его называли англичанин-рыба.
  10. Это о нём писал Пушкин:
Он был, о море, твой певец
………………………………
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим;
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим. (“К морю”)
Наполеон Бонапарт
  1. Ему принадлежит высказывание: “Раб – дурак, ему достаточно показать большой печатный бланк с поставленной на нем печатью”.
  2. Один великий поэт писал о нем: “Один предмет в твоей пустыне/ Мою бы душу поразил…” (одна скала, гробница славы).
  3. Он умел вызывать в людях сильные чувства: от обожествления до ненависти.
  4. О нем писали или упоминали И.Крылов, Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Пушкин.
  5. Его статуи должны были стоять в Москве и Петербурге.
  6. Это о нем строки: “Чудесный жребий совершился, / Угас великий человек”.
  7. Его честолюбие не знало границ. Он всегда думал о том, какое впечатление он произведет.
  8. Он повторил поступок Карла Великого: короновал себя сам.
  9. Однажды он сказал: “Александр – ребёнок, я заставлю его плакать кровавыми слезами”.
  10. Это о нем писал Пушкин:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя…
………………………
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико иль смешно.
10. Лирическая пауза. Чтение стихов поэтов пушкинской поры.
11. Конкурс внимательных.
- Найдите неточности в тексте (ошибки для контроля подчеркнуты).
В 1811 году в Павловске (Царском Селе), недалеко от Петербурга, 30 мальчишек и девчонок (только мальчиков) сели за парты и стали одноклассниками. Их величали “первый курс Царскосельского Лицея”. В среднем им было по12 лет. Этого события все ждали, так как еще год назад царь Павел I (Александр 1)подписал проект о создании закрытого учебного заведения. И сегодня на четвертом этаже отведенного Лицею флигеля над дверями дортуаров можно видеть черные дощечки с надписями: “№ 13 (№ 14) – Александр Пушкин”, “№ 14 (№ 13) – Иван Пущин”.
Прошло шесть лет (восемь). О выпускном (не выпускном) экзамене было заранее объявлено. Когда стало известно о приезде в Лицей Жуковского (Державина), учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения на экзамене. Тогда-то Пушкин и прочел впервые “Руслана и Людмилу” (“Воспоминания в Царском Селе”), за что получил портрет Жуковского с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”…Волнение юного поэта было столь велико, что, окончив чтение, он убежал. Его искали, но не нашли. Жуковский (Державин) был в восторге. Говорили, будто он воскликнул: “Я не умер!” Позже, после Лицея, Пушкина примут в общество “Арзамас”, где назовут Сверчком по строчке из поэмы (баллады) Жуковского “Светлана” (“Крикнул жалобно сверчок, вестник полуночный”).
И вот последние лицейские дни. 19 октября 1917 (1819) года произошла церемония выпуска лицейских воспитанников. Все было скромно и спокойно. Тогда же лицеисты дали клятву: “И последний лицеист будет праздновать 19 октября”. Им станет барон Дельвиг (князь Горчаков). В 1825 году у Пушкина было два лицейских дня. Первый – 14 января, когда, прорвавшись сквозь снега, запреты и опасности, Андрей (Иван) Пущин “вломился на нерасчищенный болдинский (михайловский) двор”.
В 1880 году происходят большие пушкинские торжества: открытие “рукотворного памятника” на Пушкинской площади (Тверском бульваре) в Москве. Знаменитые речи Достоевского, Тургенева, Гоголя (Гоголь умер в 1852 г.) Всего два одноклассника великого поэта были живы в это время, но лишь Комовскому было суждено увидеть скульптуру работы Аникушина (Опекушина), до сих пор считающуюся “лучшим памятником великому поэту”.
12. Конкурс перевертышей “С точностью наоборот”.
- Узнай пушкинские строки.
(Например, “С ленью опустил мясо на сушу” – “Без труда не вынешь рыбку из пруда”).
1) Враги твои! Ужасен ваш раздор! (“Друзья мои! Прекрасен наш союз!”)
- Ты от нас рисовал… (“Я к вам пишу…”)
2) Здесь теперь работал он, и полезен юг ему (“Там некогда гулял и я, но вреден север для меня”)
- Ты забыл ужасную вечность (“Я помню чудное мгновенье”)
3) От счастья опыт уводит (“К беде неопытность ведет”)
- Мать ее может понять, но вод...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2064

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340