Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Пушкин и его время (литературная игра для старшеклассников)
Автор(ы): Богуславская Людмила Ильинична, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф.И.Тютчев 1. Представление команд: название, эмблемы, девиз. 2. Адресаты лирики Пушкина. (Задания даются командам поочередно) - Кому поэт посвятил эти строки? 1) “Подруга дней моих суровых” (Арине Родионовне) - “Мой первый друг, мой друг бесценный” (И.И.Пущину) 2) “Друзья мои, прекрасен наш союз!” (Лицеистам) - “Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль” (В.А.Жуковскому) 3) “Сын лени вдохновенный” (А.Дельвигу) - “Мой брат родной по музе, по судьбам” (В.Кюхельбекеру) 4) “С веселых струн во дни покоя походную сдувая пыль, Ты славил, лиру перестроя, любовь и мирную бутыль” (Д.Давыдову) - “Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья” (П.Чаадаеву) 3. Конкурс знатоков геральдики - Составить символический герб А.С.Пушкина, прокомментировать его. 4. Конкурс пантомимы. (Темы по жребию) - Угадать инсценированный соперниками отрывок из произведения А.С.Пушкина. а) “Сказка о царе Салтане”: “К морю лишь подходит он… - Бьет крылом и в море топит”. б) “Сказка о мертвой царевне”: “Вдруг сердито под крыльцом пес залаял… - Пес как прыгнет, завизжит…” 5. Аукцион “Кто больше?”. (Конкурс болельщиков) - Назвать пары литературных героев Пушкина (например, Онегин – Татьяна). 6. Состязание поэтов – буриме. - Написать стихи с рифмами: вновь – любовь холод – голод Сравнить с пушкинскими: И с каждой осенью я расцветаю вновь. Здоровью моему полезен русский холод. К привычкам бытия вновь чувствую любовь, Чредой слетает сон, чредой находит голод… 7. “Узнай героя”. (Конкурс болельщиков) - Кто из героев Пушкина. а) - насвистывал в минуты раздраженья “Гром победы раздавайся” (Троекуров, “Дубровский”) - наряжался, идя на свидание, в крестьянское платье (Лиза, “Барышня-крестьянка”) б) - не мог отличить ямб от хорея (Онегин, “Евгений Онегин”) - делал змея из географической карты (Петр Гринев, “Капитанская дочка”) в) - казался русским, а носил иностранное имя (Сильвио, “Выстрел”) - был похищен в день свадьбы (Людмила, “Руслан и Людмила”) г) - “всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела” (Ольга Ларина, “Евгений Онегин”) - “в книгах не видал греха, он не читал их никогда” (Ларин, “Евгении Онегин”) д) - “корсет носила очень узкий и русский Н, как N французский, произносить умела в нос” (Ларина, “Евгений Онегин”) - “красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт” (Владимир Ленский, “Евгений Онегин”) е) - “тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и плут” (Флянов, “Евгений Онегин”) - “капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей” (Зарецкий, “Евгений Онегин”) 8. Лирическая пауза. Чтение стихов А.С.Пушкина. 9. Конкурс “Инкогнито”. - С помощью подсказок узнай современника Пушкина. Чем меньше подсказок, тем больше баллов набирает команда. Джордж Гордон Ноэль Байрон - Он был выдающимся спортсменом своего времени: пловцом, боксером, стрелком, наездником.
- Выдающийся критик В.Г.Белинский назвал его “Прометеем, прикованным к скале, терзаемым коршуном”.
- Его любимым героем был Вильгельм Телль, а любимым писателем – Вольтер.
- Он был путешественником, военным, дипломатом, поэтом.
- Его провожали в последний путь под звуки артиллерийского салюта.
- Его перу принадлежит “Надпись на могиле ньюфаундлендской собаки”.
- Он “умер…при героической попытке вернуть этой стране ее древнюю свободу и славу” (из надписи на надгробной плите).
- О нем писали Рылеев, Гете, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов.
- При жизни его называли англичанин-рыба.
- Это о нём писал Пушкин:
Он был, о море, твой певец ……………………………… Твой образ был на нём означен, Он духом создан был твоим; Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. (“К морю”) Наполеон Бонапарт - Ему принадлежит высказывание: “Раб – дурак, ему достаточно показать большой печатный бланк с поставленной на нем печатью”.
- Один великий поэт писал о нем: “Один предмет в твоей пустыне/ Мою бы душу поразил…” (одна скала, гробница славы).
- Он умел вызывать в людях сильные чувства: от обожествления до ненависти.
- О нем писали или упоминали И.Крылов, Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Пушкин.
- Его статуи должны были стоять в Москве и Петербурге.
- Это о нем строки: “Чудесный жребий совершился, / Угас великий человек”.
- Его честолюбие не знало границ. Он всегда думал о том, какое впечатление он произведет.
- Он повторил поступок Карла Великого: короновал себя сам.
- Однажды он сказал: “Александр – ребёнок, я заставлю его плакать кровавыми слезами”.
- Это о нем писал Пушкин:
Мы почитаем всех нулями, А единицами себя… ……………………… Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно, Нам чувство дико иль смешно. 10. Лирическая пауза. Чтение стихов поэтов пушкинской поры. 11. Конкурс внимательных. - Найдите неточности в тексте (ошибки для контроля подчеркнуты). В 1811 году в Павловске (Царском Селе), недалеко от Петербурга, 30 мальчишек и девчонок (только мальчиков) сели за парты и стали одноклассниками. Их величали “первый курс Царскосельского Лицея”. В среднем им было по12 лет. Этого события все ждали, так как еще год назад царь Павел I (Александр 1)подписал проект о создании закрытого учебного заведения. И сегодня на четвертом этаже отведенного Лицею флигеля над дверями дортуаров можно видеть черные дощечки с надписями: “№ 13 (№ 14) – Александр Пушкин”, “№ 14 (№ 13) – Иван Пущин”. Прошло шесть лет (восемь). О выпускном (не выпускном) экзамене было заранее объявлено. Когда стало известно о приезде в Лицей Жуковского (Державина), учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения на экзамене. Тогда-то Пушкин и прочел впервые “Руслана и Людмилу” (“Воспоминания в Царском Селе”), за что получил портрет Жуковского с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”…Волнение юного поэта было столь велико, что, окончив чтение, он убежал. Его искали, но не нашли. Жуковский (Державин) был в восторге. Говорили, будто он воскликнул: “Я не умер!” Позже, после Лицея, Пушкина примут в общество “Арзамас”, где назовут Сверчком по строчке из поэмы (баллады) Жуковского “Светлана” (“Крикнул жалобно сверчок, вестник полуночный”). И вот последние лицейские дни. 19 октября 1917 (1819) года произошла церемония выпуска лицейских воспитанников. Все было скромно и спокойно. Тогда же лицеисты дали клятву: “И последний лицеист будет праздновать 19 октября”. Им станет барон Дельвиг (князь Горчаков). В 1825 году у Пушкина было два лицейских дня. Первый – 14 января, когда, прорвавшись сквозь снега, запреты и опасности, Андрей (Иван) Пущин “вломился на нерасчищенный болдинский (михайловский) двор”. В 1880 году происходят большие пушкинские торжества: открытие “рукотворного памятника” на Пушкинской площади (Тверском бульваре) в Москве. Знаменитые речи Достоевского, Тургенева, Гоголя (Гоголь умер в 1852 г.) Всего два одноклассника великого поэта были живы в это время, но лишь Комовскому было суждено увидеть скульптуру работы Аникушина (Опекушина), до сих пор считающуюся “лучшим памятником великому поэту”. 12. Конкурс перевертышей “С точностью наоборот”. - Узнай пушкинские строки. (Например, “С ленью опустил мясо на сушу” – “Без труда не вынешь рыбку из пруда”). 1) Враги твои! Ужасен ваш раздор! (“Друзья мои! Прекрасен наш союз!”) - Ты от нас рисовал… (“Я к вам пишу…”) 2) Здесь теперь работал он, и полезен юг ему (“Там некогда гулял и я, но вреден север для меня”) - Ты забыл ужасную вечность (“Я помню чудное мгновенье”) 3) От счастья опыт уводит (“К беде неопытность ведет”) - Мать ее может понять, но вод...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2064
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|