Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Занятие по теме История происхождения ненцев - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Занятие по теме История происхождения ненцев


Автор(ы): Черепнина Ольга Александровна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  1. Способствовать формированию представления о предках ненцев, родовой организации, территории расселения.
  2. Представить гипотезы происхождения ненцев.
  3. Продолжить формирования умения создания и представления проектов, получение знаний из исторической карты и дополнительной литературы.
  4. Воспитание через краеведческий материал чувства патриотизма, сопричастности к истории своего народа.
Контингент участников: 7 класс.
Оборудование: исторический атлас ЯНАО, презентация проекта.
Предварительное задание: Из числа сильных учащихся создаются группа, которая готовит проект в виде презентации по теме « Родовая организация ненцев», сообщение «Древние жители края».
Основные понятия:сихитря, самодийская группа народов, еркар, ерв, фратрии, тэнзы.
Персоналии: Вавлё Пиеттомин.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
  1. Расселение и природные условия обитания ненцев.
  2. Предания о сихиртя.
  3. Гипотезы о происхождении ненцев.
  4. Родовая организация.
  5. Власть и лидерство.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя:
- Изучая историю России, мы познакомились с освоением Сибири. Рассматривая этот материал, мы узнали о жизни народов, населявших эту территорию. Одним из этих народов являются ненцы. Так как мы живём на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, сегодня на уроке мы постараемся представить полную картину одной из главных страниц истории округа. Эта страница о людях, населяющих наш округ, относящихся к коренным малочисленным народам – ненцах. Мы поговорим о предках ненцев, родовой организации, определим территорию расселения, выясним, какие существуют гипотезы происхождения ненцев. Ещё раз вспомним о национальном герое ненецкого народа Вавлё Пиеттомине и загадочном народе сихиртя.
II. Изучение нового материала.
1.Расселение и природные условия обитания ненцев.
По ходу рассказа учителя организуется работа учащихся с картой «Карта расселения самодийцев и угров в XVII-XX вв.» (Исторический атлас ЯНАО, стр. 7) и картой «Полуостров Ямал. Распределение самоедских родов» (Исторический атлас ЯНАО, стр.6).
- Найдите на карте и покажите территории названные в моём рассказе.
Рассказ учителя.
Народы, населяющие сегодня территорию края, — ненцы, селькупы, манси, ханты — относятся к уральской группе языков. При этом ненцы и селькупы относятся к народам самодийской группы, а манси и ханты — угорской. Западная Сибирь осваивалась уральцами (предками самодийцев и угров) с мезолита (VI тыс. до н.э.). В конце III тыс. до н.э. выделился праугорский язык, в котором с середины I тыс. н.э. обособились обско-угорские языки. На рубеже тысячелетий из прасамодийской общности выделились северосамодийские (в том числе не­нецкий) и южносамодийские (в том числе селькупский) языки. Древней родиной самодийцев принято считать Саяно-Алтайское нагорье на юге Сибири. Эта версия подтверждена тем, что еще в середине XIX в. в районе Саяно-Алтая проживали народы, говорившие на самодийских языках. Южная Сибирь в древние времена неоднократно подвергалась вторжениям разных народов, приводившим к крупным миграциям населения. Пер­вой волной, двинувшейся на Север, были племена, вошедшие затем в состав нганасан и энцев. Вслед за ними в Нижнем Приобье появились группы, давшие основу для формирования ненцев. Последней волной были предки селькупов. Ко времени присоединения Западной Сибири к России в XVI в. ненцы, освоившие вначале территории Северного Ура­ла и Европейских тундр, расселились на полуострове Ямал. В течение XVI —XVII вв. в результате походов российских войск произошли за­метные этнические сдвиги: ненцы, поглотив гыданских энцев (мандо), продвинулись на восток до Енисея; также под давлением ненцев прекратили свое сущест­вования сихиртя на Ямале.
Обложение народов Обского Севера государевым ясаком так­же способствовало перемещению некоторых этнических групп. Ненцы скрывались в отдаленных от ясачных зимовий тундрах, а ханты и селькупы углублялись в труднопроходимую тайгу.
-Покажите на карте и назовите границы расселения ненцев (западная граница - правые притоки реки Мезень и р. Несь, восточная граница-правый берег нижнего течения реки Енисей ( до верховий западных притоков р.Пясины), южная граница – реки Пеза, Сулла, Печора, Уса, Щучья, Полуй, верховье реки Надым, водораздел между реками
2. Предания о сихиртя.
-Какие предания и сихиртя вам доводилось слышать прежде? Сегодня мы послушаем легенды ненцев об этом загадочном народе (сообщение учащегося).
Познавательное задание для класса:
  1. В чём можно верить мифам о сихиртя и что вызывает в них сомнение?
  2. В чем состоят главные различия культур ненцев и сихиртя?
3. Гипотезы о происхождении ненцев.
Учитель выделяет и раскрывает три основные точки зрения:
1) северные самодийцы, в том числе ненцы, сформировались в результате продвижения самодийских племен из районов Южной Сибири и ассимиляции ими сравнительного немногочисленного аборигенного населения приполярной зоны, которое, видимо, было
различным на Европейском и Азиатском Севере;
  1. северные самодийцы являются автохтонным населением приполярной зоны, откуда часть их проникла в Присаянье;
  2. место формирования самодийцев — Верхнее Поволжье (За­падное Приуралье); из этих районов древние самодийцы распрост­ранились в Южную Сибирь и на Север.
Задание для класса:
-Какая из этих точек зрения вам кажется наиболее убедительной и почему?
4.Родовая организация (презентация проекта).
Перед презентацией проекта организуется словарная работа с новыми понятиями: еркар - род, ерв - глава, хозяин, фратрии – научное определение тэнзов, тэнзы – объединение нескольких родов.
5. Власть и лидерство.
Познавательное задание для класса:
  1. В чём сущность конфликта, вызвавшего восстание во главе с Вавлё?
Рассказ учителя о восстании.
Родовым старшиной становился один из «серм`пэртя». Он считался «вотчинником» определенной территории, был состоятельным оленеводом. Но главной его административ­ной задачей был сбор ясака с сородичей; иногда ему прихо­дилось брать на себя уплату податей кого-либо из них. Не случайно родовой старшина назывался по-ненецки «н,арка мирм пэртя» (платящий большой ясак). Старшины избира­лись или переизбирались ежегодно в присутствии «лучших людей» рода и с ведома обдорской администрации.
В 60-е годы XVIII в. существовали должности «главного самоядина» Каменной и Низовой сторон. Таковым па Камен­ной стороне был Гитпад Хамин, на Низовой—Казан Садин. Однако позднее «верховная» власть была передана князьям из хантыйского рода Тайшиным. Ненцы неоднократно прямо или косвенно выражали недоверие ханту Тайшину, намере­ние иметь своих собственных главных старшин в Обдорске. В начале XIX в. таким общененецким старшиной был из­бран Пайгол Нырмнн из рода Карачеи. Однако он оказался слишком строптивым с точки зрения русских чиновников — отказался сам принять крещение и допустить христианиза­цию среди ненцев, не пожелал содействовать экспедиции штурмана Иванова по обследованию земель Ямала, хладно­кровно отнесся к подносимым «высоким» дарам (жалован­ному бархатному кафтану). Не удивительно, что русским властям удобнее было иметь дело с покладистым хантый­ским князем, и вскоре должность ненецкого «главного стар­шины» в Обдорске была ликвидирована.
В ответ среди ненцев началось движение, возглавленное Вав...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.14 | Просмотров: 2266

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340