Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Методологические подходы к организации тестовой формы контроля знаний учащихся 5–11-х классов с учетом возрастных особенностей
Автор(ы): Шатова Ирина Валериевна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использовать тесты для жесткого отбора, селекции учащихся. Другое дело, когда внедрение этих методов направлено на то, чтобы с их помощью объективно провести диагностику, выявить причины отдельных недостатков обучения с целью их коррекции, реализовать более эффективно решение тех или иных дидактических и методических задач. Для того чтобы работа преподавателя и деятельность испытуемых при тестировании были наиболее эффективными, следует руководствоваться соответствующими рекомендациями отечественных и зарубежных психологов. Особое внимание здесь следует уделить теории развития личности в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Взгляды Л.С. Выготского на проблему возраста, соотношение обучения и развития, его учение о "зоне ближайшего развития" должны учитывать не только разработчики тестов, но и непосредственные исполнители. Не должны остаться в стороне и такие положения его теории, как учение о внутреннем единстве интеллекта и эмоций, идеи о характере взаимосвязи воли с высшими психическими процессами и ряд других аспектов. При проведении тестирования одним из определяющих является принцип деятельности с его системообразующей основой. При руководстве данным принципом особое внимание надо уделить трем его аспектам: - характеру взаимодействия личности и ситуации;
- различным видам деятельности испытуемого при выполнении заданий;
- особенностям мышления человека, исходя из его возрастной периодизации.
Для наиболее полной характеристики полученных результатов тестирования полезно учитывать научные положения Курта Левина о взаимодействии личности и ситуации, понимая под ситуацией актуальное окружение живого организма, определяющее в данный момент его поведение. Согласно этим положениям, поведение человека (а следовательно, и его деятельность) как форма проявления его активности определяется двумя факторами: свойствами личности и особенностями ситуации. В одних случаях свойства личности довлеют над ситуацией, в других наблюдается обратный процесс. Однако для объективной оценки личности необходимо рассмотреть такую ее деятельность, при которой эти компоненты были бы адекватны между собой. Это требует всестороннего и комплексного учета характерных особенностей, признаков и качественных показателей тестирования. При разработке тестовых заданий и организации тестирования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Так, у учащихся 5 – 6-х классов формируется теоретическое мышление, наблюдается повышенная отвлекаемость и быстрая утомляемость. Поэтому для этого возраста важным является форма подачи учебного материала. С учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса тестовые задания должны быть заданиями закрытого типа, в которых ученики выбирают правильный ответ из двух предложенных. При составлении тестов к ряду заданий целесообразно приводить чертежи, рисунки, схемы. Так как тестовая форма контроля знаний для учащихся пятых классов является новой формой проверки и оценки результатов обучения, то тестовые задания должны быть представлены на бумажном носителе. Перед первым проведением тестирования ученикам необходимо объяснить, что собой представляет тестирование и дать подробную инструкцию к выполнению тестовых заданий. Она может быть, например, такой: «Вам уже известны такие формы контроля знаний как контрольная, самостоятельная работа, устный опрос, но существует и еще одна форма, новая для вас, которая называется тестовая. Тест – одно из средств проверки и оценки результатов обучения (учитель показывает бланк с тестовыми заданиями). - Для тестирования необходимо иметь ручку.
- Для начала нужно заполнить графы с личными данными.
- При работе с тестами нельзя пользоваться дополнительной литературой.
- Выбирая ответ, который представляется наиболее правильным, нужно около него поставить галочку.
- Если был выбран не тот номер ответа, надо зачеркнуть неправильный ответ и поставить галочку около другого варианта ответа.
- Не нужно долго размышлять над заданием. Если не удается его выполнить, переходите к следующему заданию. Если останется время, можно вернуться к заданию, вызвавшему затруднение, потом.
- Со всеми вопросами обращаться к учителю, подняв руку.
- На выполнение теста отводится 10 минут (конкретное время задается учителем в зависимости от теста, уровня знаний класса и пр.).
За несколько минут до окончания теста, учитель обязан предупредить учащихся о необходимости закончить работу. Для учащихся 6-х классов тестовые задания должны быть заданиями закрытого типа с выбором правильного ответа из четырех предложенных и представлены на бумажном носителе, а спустя время на компьютере. Тестовые задания также должны содержать чертежи, рисунки, схемы. В возрасте 13 – 15-ти лет (учащиеся 7 – 9-х классов) стремление к интеллектуальной деятельности и темпы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказывается и на снижении успеваемости учащихся. Однако это не свидетельствует об их умственной деградации. В этот период появляется ряд качественно новых образований, увеличивающих ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.15 | Просмотров: 1008
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|