Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (на примере пришкольного участка) - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (на примере пришкольного участка)


Автор(ы): Тимченко Надежда Николаевна, учитель биологии и химиии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Один из принципов экологического мировоззрения гласит:
Непосредственный опыт - лучший учитель - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.
1. Комплексный характер цели

Определить антропогенное влияние на биоценоз (на примере пришкольного участка).
  • используя краеведческий подход осуществить конкретную практическую деятельность учащихся по улучшению окружающей среды,
  • развивать у школьников коммуникативные навыки и умения, такие как, умения работать в группе, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою позицию и знакомиться с разными точками зрения на одну проблему.
Задачи:
  • Привлечение внимания детей к проблеме загрязнения экосистемы.
  • Выявление путей решения проблемы .
  • Реализация межпредметных экологических связей.
  • Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды.
  • Развитие коммуникативных способностей ребят.
  • Развитие навыков сотрудничества.
Тип урока: научно-практическая конференция.
Оборудование и приборы: проектор, экологический атлас Санкт-Петербурга, раздаточные карточки: Этические принципы и экологическое мировоззрение, бинокуляры, чашки Петри с образцами почвы и почвенные вытяжки, фотопленка с результатами протеазной активности, набор оборудования и реактивов для определения почвенных ионов, баночки с посевами овса.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока, формулировка целей и задач урока.
3. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

Учитель. Человек пытлив, он хочет все объяснить себе - и во вселенной, и в самом себе. Как же без этого жить? Исследовать, понять должен человек, а не спешить забыться, махнуть рукой В. Бианки.
Слайд 3.

Мы уверены - человек должен быть информирован о состоянии окружающей среды - дома, в котором мы живем и учимся. Именно поэтому при обсуждении объекта исследования был выбран пришкольный участок. Прямых источников информации о состоянии окружающей среды микрорайона школы № 516 - нет.
Учащийся. Крупный город изменяет почти все составляющие природной среды - воздух, воду, растительность, почву. Изменение одних природных условий неизбежно вызывает изменение других. К сожалению, эти изменения не всегда благотворно влияют на человека. Учащимися класса был проведен социологический опрос среди жителей микрорайона и учащихся школы с целью определения основных антропогенных источников загрязнения в микрорайоне. Было выявлено два основных источника: ТЭЦ №5 и автотранспорт. Построив, розу ветров мы пришли к выводу, что основным источником загрязнения является автотранспорт.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеете право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (42 статья Конституции РФ).
Слайд 4.
Конституция закрепляет три, по существу тесно связанных между собой, экологических права человека:
Право на благоприятную окружающую среду;
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
Право на возмещение ущерба, причиненному здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Учащиеся, используя данные санитарно-гигиенических норм, дали характеристику пришкольного участка
Слайд 5.
Группа учащихся занимающаяся изучением состояния атмосферного воздуха дала характеристику микрорайона школы.
1учащийся
Автомобиль стал своеобразным символом технической революции. Наличие автомобиля говорит о независимости и благосостоянии его владельца, обеспечивает свободу передвижения. Каждый человек испытал удовольствие комфортной езды на автомобиле. Однако, по мере того как росло количество автомобилей, стало очевидным, что существует и обратная сторона медали.
Микрорайон школы окружен тремя крупными автомагистралями: проспект Большевиков, Дальневосточный проспект и улица Народная.
Был проведен мониторинг количества автомобилей и произведен качественный анализ атмосферного воздуха.
Слайд 6-11.
В атмосферу автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают десятки миллионов тонн токсичных веществ: различных углеродов и продуктов их неполного сгорания, а также тяжелые металлы. Среди этих веществ есть сильные мутагены и бензапирен, оказывающий канцерогенное действие на соматические клетки. Ученые уже обнаружили в выхлопных газах около 200 компонентов. Автомобили также являются источниками выделения других вредных веществ, которые не содержат выхлопных газов, а образуются при износе шин тормозных колодок.
Слайд 12.
По карте Выбросы автотранспорта можно определить, что выбросы автотранспорта в микрорайоне школы N 516 составляют от 30 тонн на квадратный километр в год до 100 тонн на кв.км в год. По улице Народной (выезд из города) наблюдается наиболее интенсивное движение транспорта и, как следствие этого, выбросы автотранспорта увеличены до 100 тонн на кв.км в год.
Слайд 13.
2 учащийся

Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга должно было решить ряд проблем: на международном, федеральном и на региональном уровнях.
Однако, как показало время, КАД не решает в полной мере всех этих вопросов.
Слайд 14.
3 учащийся
Большую опасность для здоровья человека представляет оксид углерода (II). Этот оксид соединяется с гемоглобином крови в 200-300 раз быстрее чем, кислород, образует очень прочные соединения - карбоксигемоглобина, диссоциация которого протекает в 3600 медленнее, чем оксида гемоглобина. В этом случае резко снижается обеспеченность тканей организма кислородом, развивается гипоксемия. Он соединяется не только с гемоглобином крови, но и с миоглобином мышц. Он нарушает углеводный обмен, усиливая распад гликогена, в печени, нарушая утилизацию глюкозы, повышая уровень сахара в крови, моче и в спинномозговой жидкости, нарушает обмен фосфора и азота, водно-солевой обмен, изменяет содержание витамина В6, повышает содержание липидов в плазме, что способствует усиленному отложению холестерина на стенках сосудов, свертываемость крови и проницаемость сосудов.
В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды, в том числе и бензопирен, вызывает раздражение дыхательных путей, расстройства дыхания, возникновение раковых опухолей. Именно в развитии автотранспорта, и, стало быть, во все большем засорении городского воздуха автомобильными газами, многие ученые видят главную причину увеличение смертности от рака легких.
При попадании диоксида азота в организм наблюдается снижение дыхательных функций.
К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относится также соединение свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с увеличением его содержания в воздухе.
В организм человека свинец удерживается белками и эритроцитами, затем поступает в плазму крови, и, наконец, достигает почек, печени и других органов. В костях свинец накапливается постепенно и надолго остается в них. Время от времени происходит выделение свинца из костей, что может стать причинной неожиданных симптомов острого отравления. Поражение десен, расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной нервной системы, угнетение синтеза белка, отрицательное воздействие на генетический аппарат оксидом.
ВЫВОДЫ: Среди основных направлений по охране атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта можно отметить основные направления:
Развитие дорожной сети и совершенствование организации движения
Разработка и внедрение экологически чистых видов топлива
Экологические проблемы автомобильного транспорта затрагивают каждого человека. Что же в состояние сделать мы с вами?
Если вы имеете автомобиль:
Следите за своим автомобилем, качественно и вовремя проводя его техническое обслуживание и ремонт.
Используйте для парковки, ремонта и мытья автомобиля специально отведенные территории.
Если нет острой необходимости ехать на автомобиле, пользуйтесь общественным транспортом.
Если вы пешеход:
1) Выбирайте для прогулок, особенно с детьми, наименее оживленные автомагистрали, бульвары, скверы, парки.
2) Планируя время прогулки, помните, что наибольший выброс автотранспортом загрязняющих атмосферу вещества происходит в часы пик и резко сокращается в другое время, безветренная погода способствует концентрации газообразных загрязнителей.
Следующая группа учащихся анализировала состояние почв в микрорайоне школы.
Слайд 15.
1 учащийся

Почвы Санкт-Петербурга представляют собой в большинстве искусственные образования, которые созданы постоянной подсыпкой: смесью естественного природного материала и антропогенного вещества. Загрязнение почв является индикатором геохимического состояния окружающей среды. Будучи загрязненной, почва, в свою очередь. воздействует на приземный воздух, поверхностные и грунтовые воды, на корневые системы растении и другие составляющие окружающей среды в течение длительного времени. Загрязненная почва существенно ухудшает среду обитания, не только на улице, но и в помещении, на рабочем месте и в квартире.
Микрорайон школы N 516 расположен в относительно благополучном, в так называемом спальном районе, где нет промышленных предприятий.
Слайд 16.
По карте Загрязнения городских почв можно определить, что шлейф загрязнения почв тянется к исследуемому микрорайону с левого берега реки Невы, где расположены промышленные предприятия. В целом ситуация в микрорайоне благополучна по сравнению с центром города.
Микрорайон школы N 516 представляет собой типичный антропогенный ландшафт: большое количество не только газонов, но и дорожек, которые ведут к значительному уплотнению почвы. На территории микрорайона был проведен эксперимент: взяты одинаковые объемы почвы (25х25х25 см) с газонов и дорожек, которые их пересекают. На дорожках в исследованных кубах почвы (6 проб) визуально не были обнаружены типичные жители почвы - дождевые черви, В то время, как на газонах (6 проб) были обнаружены.
2 учащийся

Нами было проведено ряд исследований с образцами почв. Все исследования проводил в 3-х кратной повторяемости.
Материал для опытов был отобран на расстоянии от 0,5 до 100 метров от улицы Народной, где наиболее оживлённое движение. Для определения свинца использовали наиболее распространённые и доступные способы качественного определения свинца, в результате которых образуются плохо растворимые соли
Слайд17.
Таблица . Содержание свинца в исследуемых почвах.

Выводы:
В пробах был обнаружен свинец, дававший реакцию только с S?? следовательно его приблизительная концентрация равна 10?14 моль/литр
Чем больше расстояние от дороги, тем меньше осадка выделится в результате опыта.
При наличии растительных посадок свинец задерживается и его количество резко сокращается
В настоящее время с обострением экологической обстановки особую актуальность приобретает вопрос сохранения и рационального использования почвенного плодородия. Почва, являясь важнейшим компонентом биосферы, занимает центральное место в улучшении экологической ситуации на планете. Поэтому забота о плодородии почвы - это не только забота о повышении продуктивности земледелия, но, прежде всего о сохранении оптимальной экологической ситуации на Земле.
В условиях усиления антропогенной нагрузки ослабевают санитарно-гигиенические функции почвы, что может привести к ухудшению экологической обстановки.
Слайд18-21.
В связи с этим целью нашей работы являлось изучение состава микробиоценоза почвы. В основе принципа биологической диагностики почв лежит представление о том, что почва как среда обитания составляет единую систему с населяющими ее популяциями разных организмов. В зависимости от сочетания природных факторов, определяющих почвообразовательный процесс, разные почвы различаются по составу своей биоты, направленности биохимических превращений и содержанию тех химических компонентов, которые являются продуктами этих превращений или их агентов.
Микрофлору почвы оценивали методом посева на агаровой пластине при экспозиции в течении семи дней при температуре 25 градусов.
Протеазную активность почв оценивали методом аппликации на фотоплёнке. Результаты обрабатывали с помощью фотоув...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2290

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340