Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
О некоторых модулях технологии критического мышления - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

О некоторых модулях технологии критического мышления


Автор(ы): Телегина Наталия Михайловна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Недостаточно иметь хороший ум,
главное – правильно его использовать”.

Рене Декарт
“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.
Эдисон
Одним из направлений модернизации общего образования является:
  • деятельностный характер образования;
  • личностная ориентация обучения;
  • востребованность результатов образования в жизни.
Добиться положительных результатов в достижении поставленных целей могут помочь особенности нашего предмета:
  • физика является фундаментом естественно – научного образования, философии естествознания и научно – технического прогресса;
  • физика, имея своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира, оказывается источником и основой интерактивных тенденций в современных науках о природе;
  • физике принадлежит решающая роль в формировании научного миропонимания на основе последовательного применения метода научного познания мира;
  • физика оказывает наиболее глубокое и широкое воздействие на развитие интеллектуальных умений школьников, формируя и развивая познавательные интересы и творческие способности учащихся.
Все выше перечисленные особенности предмета помогают учителю формировать развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений; готовой к сознательному выбору дальнейшей профессии; умеющей адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий; способной прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать; сохраняющей интерес к миру природы и готовность к получению нового знания.
Одними традиционными технологиями эту задачу невозможно решить, нужно привлечь на помощь педагогические инновации.
С 1997 года учителя нашей школы стали участниками проекта института “Открытое общество” под названием “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, поддержанного Международным консорциумом демократической педагогики и Международной читательской ассоциацией. В рамках проекта в нашей школе действовал постоянный семинар, в качестве основной цели которого было обучение учителей технологии развития у школьников критического мышления (КМ) в процессе обучения.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблемы.
Человек с критическим умом обнаруживает чувствительность к противоречиям и логическим ошибкам. У него воспитывается потребность быть убежденным в степени достоверности, особенности и доказательности изучаемых, а также самостоятельности открываемых им знаний и фактов.
Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, достоверности.
Важнейшей задачей является воспитание у учащихся потребности осмысливать изучаемый ими научный материал соответственно его истинному, объективному значению, постигать истину.
Критическое и творческое мышление – это высший уровень мышления, который формируется у учеников, начиная с 14 – 15 лет (Жан Пиаже).
Технологию критического мышления (как показал опыт работы) можно широко использовать на уроках предметов гуманитарного цикла и значительно реже на уроках математики, физики, химии. В основном это на уроках – лекциях, уроках обобщения материала. (Разработки таких уроков уже печатались на страницах газеты в прошлые годы) На остальных уроках можно использовать отдельные модули этой технологии.
Хочется поделиться опытом использования отдельных модулей технологии КМ.
Первый модуль “Понятийное колесо” (Колесо знаний)

"Понятийное колесо" может быть заполнено после изучения одной силы или после изучения всей темы “Силы в природе” (7 класс) в целом.
К работе с этим материалом можно подойти дифференцированно. В слабом классе может быть оценено заполнение самого “колеса”. Остальным можно предложить задание – пояснить каждую запись. На уроке может быть организована работа по принципу “Снежный ком”: начинает пояснять записи в “колесе” один, продолжает другой, затем третий и т.д. Может быть выделена группа учащихся, которые дополняют и исправляют ответы. Их работа оценивается. Учитель может провести урок по данному модулю в виде зачета.
Использование этого модуля дает возможность учителю дифференцированно оценить знания учащихся как в параллели, так и в одном классе.
Второй модуль. Составление кластера (гроздь, ветвь, ячейки, смысловой блок).
При работе по данному модулю учащиеся учатся выделять большие и малые смысловые единицы, находить ключевые слова или фразы. На начальном этапе работы по этому модулю учитель может помочь выделить смысловые единицы. Учащиеся могут озвучить свои “гроздья”. Можно провести презентацию записей. При выделении отдельных смысловых единиц (ветвей) ученики могут использовать цвет с целью включения зрительной памяти, а не только механической, слуховой и т.д.
Подобный вид работы поможет учащимся систематизировать материал. Учитель может дифференцированно давать задания с учетом состава отдельного класса и разно уровневых классов в параллели.
Кластер может быть составлен по одной силе или по всем сразу в зависимости от подготовленности учащихся и цели, которую ставит учитель. (Приложение).
Третий модуль. “Концептуальная таблица”.
Прием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.
Силы
Вопросы
Сила всемирного тяготения Сил тяжести Вес Сила упругости Сила трения Сила Архимеда
1. Природа
2. Обозначение
3. Определение
4. Формула (закон)
5. Объекты взаимодействия
6. Точки приложения
7. Направление
8. В каких случаях действуют
9. Особенности
В зависимости от цели, поставленной учителем, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем может быть проведено обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.15 | Просмотров: 1325

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340