Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Учебный проект: исследовательская работа Оценка экологического качества воды в реке Берняжка
Автор(ы): Фёдорова Ирина Тимофеевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Качество воды - один из важнейших показателей качества окружающей среды, влияющий на здоровье человека. Работа является исследовательской и подразумевает использование интерактивных методов. Цель работы: формирование экологического сознания и экологической культуры. Задачи: - Привлечение внимания учащихся к проблеме загрязнения вод.
- Реализация межпредметных экологических связей.
- Развитие коммуникативных способностей школьников.
- Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды.
- Развитие навыков сотрудничества.
С помощью физических, химических, биологических исследований можно оценить качество воды и обозначить тенденции в его изменении. Эти исследования дают понять, какие воздействия на водоемы являются неблагоприятными, и каким образом восстановить здоровье воды. В качестве исследования мы взяли воду из реки Берняжка. При исследовании были соблюдены следующие правила: - для получения максимально достоверного вывода брали три пробы воды, а результат рассчитывали по среднему значению;
- чем меньше времени проходит после отбора воды перед ее анализом, тем точнее результат;
- выполняли эксперименты, строго следуя методическим рекомендациям.
1. Определение содержания ионов водорода в воде: рН-фактор воды. С помощью данного исследования можно определить содержание ионов водорода в воде. Оборудование и реактивы: - пробы воды;
- универсальная индикаторная бумага;
- цветная шкала рН.
Ход работы: отобрали воду из реки, определили значение рН с помощью бумажных индикаторов (универсальная индикаторная бумага) немедленно после снятия пробы, поскольку изменение температуры воды влияет на значение рН. Вывод: индикаторная бумага стала бесцветной, по шкале соответствует рН=7,0 (среда нейтральная). 2. Исследование влияния температуры воды на ее качество. Оборудование: водный термометр. Ход работы: опускали водный термометр в воду на 2 минуты на глубину 10 см. Не вынимая термометра из воды, определили температуру воды. Вывод: температура воды в реке на 2.10 07.составляла 0 градусов. 3. Исследование мутности. Мутность воды - мера содержания в ней взвешенных частиц, различных по происхож-дению. Это могут быть частицы глины, ила, планктонные организмы. Оборудование: - весы лабораторные,
- бумажный фильтр.
Ход работы: взвесили бумажный фильтр, определили массу фильтра, отфильтровали 1литр речной воды, высушили использованный фильтр, взвесили высушенный фильтр и определили его массу, вычислили разницу массы фильтра до и после фильтрования. Разница в массе и есть величина мутности в мг/л (допустимая мутность питьевой воды 2 мг/л). Вывод: Взвесили фильтр, его масса 500мг/л. После фильтрации масса фильтра составила 510мг/л. Мутность воды реки Берняжка равняется 10 мг/л. 4. Исследование цвета воды. Цвет природной воды обусловлен наличием в нем кислот, загрязнений промышленных предприятий, соединений железа, цветущих водорослей. Для описания цвета воды используют обычные его названия: желтый, светло-желтый, зеленоватый, бурый и т.д. Вывод: вода, в рек Берняжка, бесцветная. 5. Исследование воды на содержание нитритов и нитратов. Азот является важным элементом, необходимым для построения белков и нуклеиновых кислот всеми живыми организмами. В водных экосистемах азот присутствует в молеку-лярном виде и в составе ионов. Оборудование и реактивы: - пробы воды,
- бумажные индикаторы для обнаружения связанного азота.
Ход работы: Бумажный индикатор (одна полоска) опускали в исследуемую воду. Нормальным считается содержание нитрат-ионов 10мг/л., а нитрит-ионов -1мг/л. Вывод: мы определили содержание нитрат-ионов ,их содержание в воде оказалось равным 0,02мг/л. 6. Определение прозрачности воды. Суммарное количество взвешенных частиц в воде влияет на ее прозрачность. Ход работы: - Налили в стеклянный мерный цилиндр высотой 30 см. речную воду. - На столе разместили газетный текст стандартного шрифта. - Цилиндр с водой находится над текстом на высоте 5 см. - Прочитали текст сквозь водяной столб. - Прозрачность исследуемой воды оценивается по одной из трех характеристик: прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная. Вывод: вода реки Берняжка малопрозрачная. 7. Определение запаха воды. Запах воды определяют при комнатной температуре и при нагревании до 50-60С, характеризуется качественно (запах ароматический, гнилостный, болотный, землистый и т.д.) и количественно. Сила и характеристика при пятибалльной шкале. Баллы | Степень | Характер запаха | 0 | Нет запаха | Запах совсем не ощущается | 1 | Очень слабый | Запах обычно не наблюдается, определяется только опытным путем. | 2 | Слабый | Запах обнаруживается потребителем | 3 | Заметный | Запах легко замечается, заставляет воздержаться от питья. | 4 | Очень слабый | Запах резко выраженный, вода непригодна для питья. | .Вывод: запах воды реки Берняжка не ощущается и составляет О баллов. 8. Исследования скорости течения реки и ее полноводности. При исследовании качества текущей воды (рек, ручьев и т. д.) важными физическими факторами скорость течения и ее полноводность. Скорость течения. Этот показатель существенно влияет на содержание растворенного кислорода, углекис-лого газа и на температуру воды. Оборудование: - рулетка,
- длинный шнур,
- мячик в сетке,
- секундомер.
Ход работы: - Находясь над центральной частью водоема (на мосту), измерили с помощью шнура расстояние до поверхности воды (АВ). - Кинули в воду привязанный к длинному шнуру легкий плавающий предмет, мячик. -Включили секундомер в момент касания мячом воды. Становили секундомер в момент, когда шнур натянулся. Измерили длину натянутого шнура (АС). -Расстояние (ВС), которое проплыл мяч, рассчитали, используя теорему Пифагора. . . Скорость течения реки вычисляется по известной формуле: , где - путь ; - время прохождения пути ; - скорость. Вывод: скорость реки = 17 см/сек. 8. Полноводность реки Полноводность реки – важный фактор, который показывает, в какой мере на данную реку оказывают воздействия загрязняющие вещества. Чем больше полноводность, тем больше разбавление загрязняющих веществ – следовательно, меньше их отрицательное воздействие. Оборудование: - тяжелый предмет - грузило,
- шнур длиной сообразно с примерной глубиной реки.
Ход работы: - Измерили с помощью грузила на шнуре глубину реки m=19см. - Измерили ширину реки n=120см. - Рассчитали значение полводности реки по формуле p=mnav, где m-глубина реки, n-ее ширина, v-скорость течения (17 см/сек.), а- коэффициент, значение которого=0,85. p=mnav, 19см.*120см.*17см/сек.*0,85=32946см/сек. Вывод: полноводность реки=32946см/сек. 9. Определение содержания растворенного кислорода в пробе воды. Растворенный кислород- важный фактор, говорящий о благополучном состоянии водоема, о возможности существования в нем живых организмов. Способ определения по Насоновой. Оборудование и реактивы: - пробы воды,
- 0,5 мл. 30%-ной серной кислоты...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.16 | Просмотров: 1747
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|