Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Учебный проект: исследовательская работа Оценка экологического качества воды в реке Берняжка - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Учебный проект: исследовательская работа Оценка экологического качества воды в реке Берняжка


Автор(ы): Фёдорова Ирина Тимофеевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Качество воды - один из важнейших показателей качества окружающей среды, влияющий на здоровье человека. Работа является исследовательской и подразумевает использование интерактивных методов.
Цель работы: формирование экологического сознания и экологической культуры.
Задачи:
  1. Привлечение внимания учащихся к проблеме загрязнения вод.
  2. Реализация межпредметных экологических связей.
  3. Развитие коммуникативных способностей школьников.
  4. Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды.
  5. Развитие навыков сотрудничества.
С помощью физических, химических, биологических исследований можно оценить качество воды и обозначить тенденции в его изменении. Эти исследования дают понять, какие воздействия на водоемы являются неблагоприятными, и каким образом восстановить здоровье воды.
В качестве исследования мы взяли воду из реки Берняжка.
При исследовании были соблюдены следующие правила:
  • для получения максимально достоверного вывода брали три пробы воды, а результат рассчитывали по среднему значению;
  • чем меньше времени проходит после отбора воды перед ее анализом, тем точнее результат;
  • выполняли эксперименты, строго следуя методическим рекомендациям.
1. Определение содержания ионов водорода в воде: рН-фактор воды.
С помощью данного исследования можно определить содержание ионов водорода в воде.
Оборудование и реактивы:
  • пробы воды;
  • универсальная индикаторная бумага;
  • цветная шкала рН.
Ход работы: отобрали воду из реки, определили значение рН с помощью бумажных индикаторов (универсальная индикаторная бумага) немедленно после снятия пробы, поскольку изменение температуры воды влияет на значение рН.
Вывод: индикаторная бумага стала бесцветной, по шкале соответствует рН=7,0 (среда нейтральная).
2. Исследование влияния температуры воды на ее качество.
Оборудование: водный термометр.
Ход работы: опускали водный термометр в воду на 2 минуты на глубину 10 см.
Не вынимая термометра из воды, определили температуру воды.
Вывод: температура воды в реке на 2.10 07.составляла 0 градусов.
3. Исследование мутности.
Мутность воды - мера содержания в ней взвешенных частиц, различных по происхож-дению. Это могут быть частицы глины, ила, планктонные организмы.
Оборудование:
  • весы лабораторные,
  • бумажный фильтр.
Ход работы: взвесили бумажный фильтр, определили массу фильтра, отфильтровали 1литр речной воды, высушили использованный фильтр, взвесили высушенный фильтр и определили его массу, вычислили разницу массы фильтра до и после фильтрования.
Разница в массе и есть величина мутности в мг/л (допустимая мутность питьевой воды 2 мг/л).
Вывод: Взвесили фильтр, его масса 500мг/л. После фильтрации масса фильтра составила 510мг/л. Мутность воды реки Берняжка равняется 10 мг/л.
4. Исследование цвета воды.
Цвет природной воды обусловлен наличием в нем кислот, загрязнений промышленных предприятий, соединений железа, цветущих водорослей. Для описания цвета воды используют обычные его названия: желтый, светло-желтый, зеленоватый, бурый и т.д.
Вывод: вода, в рек Берняжка, бесцветная.
5. Исследование воды на содержание нитритов и нитратов.
Азот является важным элементом, необходимым для построения белков и нуклеиновых кислот всеми живыми организмами. В водных экосистемах азот присутствует в молеку-лярном виде и в составе ионов.
Оборудование и реактивы:
  • пробы воды,
  • бумажные индикаторы для обнаружения связанного азота.
Ход работы:
Бумажный индикатор (одна полоска) опускали в исследуемую воду.
Нормальным считается содержание нитрат-ионов 10мг/л., а нитрит-ионов -1мг/л.
Вывод: мы определили содержание нитрат-ионов ,их содержание в воде оказалось равным 0,02мг/л.
6. Определение прозрачности воды.
Суммарное количество взвешенных частиц в воде влияет на ее прозрачность.
Ход работы:
- Налили в стеклянный мерный цилиндр высотой 30 см. речную воду.
- На столе разместили газетный текст стандартного шрифта.
- Цилиндр с водой находится над текстом на высоте 5 см.
- Прочитали текст сквозь водяной столб.
- Прозрачность исследуемой воды оценивается по одной из трех характеристик: прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная.
Вывод: вода реки Берняжка малопрозрачная.
7. Определение запаха воды.
Запах воды определяют при комнатной температуре и при нагревании до 50-60С, характеризуется качественно (запах ароматический, гнилостный, болотный, землистый и т.д.) и количественно.
Сила и характеристика при пятибалльной шкале.
Баллы Степень Характер запаха
0 Нет запаха Запах совсем не ощущается
1 Очень слабый Запах обычно не наблюдается, определяется только опытным путем.
2 Слабый Запах обнаруживается потребителем
3 Заметный Запах легко замечается, заставляет воздержаться от питья.
4 Очень слабый Запах резко выраженный, вода непригодна для питья.
.Вывод: запах воды реки Берняжка не ощущается и составляет О баллов.
8. Исследования скорости течения реки и ее полноводности.
При исследовании качества текущей воды (рек, ручьев и т. д.) важными физическими факторами скорость течения и ее полноводность.
Скорость течения.
Этот показатель существенно влияет на содержание растворенного кислорода, углекис-лого газа и на температуру воды.
Оборудование:
  • рулетка,
  • длинный шнур,
  • мячик в сетке,
  • секундомер.
Ход работы:
- Находясь над центральной частью водоема (на мосту), измерили с помощью шнура расстояние до поверхности воды (АВ).
- Кинули в воду привязанный к длинному шнуру легкий плавающий предмет, мячик. -Включили секундомер в момент касания мячом воды. Становили секундомер в момент, когда шнур натянулся. Измерили длину натянутого шнура (АС). -Расстояние (ВС), которое проплыл мяч, рассчитали, используя теорему Пифагора.

.
.

Скорость течения реки вычисляется по известной формуле:
, где - путь ; - время прохождения пути ; - скорость.

Вывод: скорость реки = 17 см/сек.
8. Полноводность реки
Полноводность реки – важный фактор, который показывает, в какой мере на данную реку оказывают воздействия загрязняющие вещества. Чем больше полноводность, тем больше разбавление загрязняющих веществ – следовательно, меньше их отрицательное воздействие.
Оборудование:
  • тяжелый предмет - грузило,
  • шнур длиной сообразно с примерной глубиной реки.
Ход работы:
- Измерили с помощью грузила на шнуре глубину реки m=19см.
- Измерили ширину реки n=120см.
- Рассчитали значение полводности реки по формуле p=mnav, где m-глубина реки, n-ее ширина, v-скорость течения (17 см/сек.), а- коэффициент, значение которого=0,85.
p=mnav, 19см.*120см.*17см/сек.*0,85=32946см/сек.
Вывод: полноводность реки=32946см/сек.
9. Определение содержания растворенного кислорода в пробе воды.
Растворенный кислород- важный фактор, говорящий о благополучном состоянии водоема, о возможности существования в нем живых организмов.
Способ определения по Насоновой.
Оборудование и реактивы:
  • пробы воды,
  • 0,5 мл. 30%-ной серной кислоты...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.16 | Просмотров: 1747

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340