Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок музыки в 4-м классе Средства музыкальной выразительности. Мелодия - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Урок музыки в 4-м классе Средства музыкальной выразительности. Мелодия


Автор(ы): Багина Светлана Никандровна, зам.директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока
  1. Продолжить работу по ознакомлению учащихся со средствами музыкальной выразительности (мелодией) на основе произведений В.А. Моцарта.
  2. Развивать музыкальный слух учащихся (ладовый, динамический, ритмический).
  3. Воспитывать интерес к классической музыке.
Оборудование: таблицы «Разрушительная и созидательная сила музыки», «Традиции и почерк композитора», «Цветок» (средства музыкальной выразительности), карточки с инд. заданиями, кассеты, портреты В. Моцарта, Л. Бетховена, А. Хачатуряна; для учащихся схемы-сравнения.
Музыкальный ряд: Хачатурян «Танец с саблями», Л. Бетховен «5 симфония», В.Моцарт «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада», «Реквием. Лакримоза»
Зрительный ряд: наглядность – колонна, иллюстрации, портреты композиторов
Тип урока: комбинированный. На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с мелодией – одним из средств музыкальной выразительности.
Ход урока
1. Орг. момент
- музыкальное приветствие
(«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»; Goodmoning, hello!)
2. Распевание (исполнение)
- гамма, пропевание аккордов на f и p; определение лада.
- «Школьный корабль» (хор, солисты); «Катюша» (какой размер маршевой музыки? 4/4. размер песни «Катюша» тоже 4/4, поэтому ее можно промаршировать, эту песню мы можем исполнить как песню-марш)
3. Повторение
- Музыкальное произведение – это большой мир, в котором музыка может обладать разрушительной и созидательной силой. Как вы это понимаете? Приведите примеры (Одиссей и сирены; строительство г. Фивы).
- Как вы думаете, каких повествований больше, о созидательной или разрушающей силе музыки? Почему?
4. Обобщение
Волшебное действие музыки описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара (учебник, с. 26-27). Чтобы понять музыкальное произведение мы обращаемся обычно к двум аспектам: традиции и неповторимому почерку автора. Как вы это понимаете?
- Почему необходимо обращаться к традициям? (Потому что все происходит постепенно. Каждая река вытекает из своего источника и впадает в свое море. Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо).
- А почему мы всегда ищем в произведении его неповторимость? (Так как в каждом произведении есть то, чего еще не было и никогда не будет, потому что любой миг творчества неповторим).
Из единства старого и нового складывается неповторимый путь искусства.
- Каждый композитор вкладывает в произведение свои чувства, переживания, характер, которые имеют своих музыкальных представителей. Что-то выражает себя в мелодии, что-то в гармонии, а что-то в динамических средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к средствам музыкальной выразительности. Мы продолжаем изучение большой темы «Средства музыкальной выразительности».
Работа с наглядным материалом «Цветок».
- Назовите средства музыкальной выразительности.
- Сегодня мы будем говорить о мелодии. Наша с вами задача - определить, в каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия. Но перед этим давайте вспомним, что вы знаете о ритме.
- Где присутствует ритм? (в природе, искусстве и т.д.)
- Назовите его коренные свойства (порядок, симметрия).
Индивидуальная работа по карточкам
Эти свойства мы находим в самых разнообразных произведениях, даже в нехитрой детской песенке Красева «Елочка» (наиграть). Стоит напеть, и мы сразу чувствуем легкость, естественность, соразмерность ритма и мелодии. Несмотря на упорядоченность именно в музыке, ритм достигает наибольшего многообразия. С его помощью мы легко можем отличить марш, танец, песню.
- Как проявляет себя ритм? Что мы делаем, когда слышим ритмичную музыку? (в движении)
- В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует ритм? (танцевальных).
Устная викторина (слушание)
- Откройте тетради, проведем устную викторину. Ваша задача – определить название произведения, композитора или направленность музыки – маршевую, танцевальную, песенную.
1) А.Хачатурян «Танец с саблями». Своей выразительностью эта музыка обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость безотказно действуют на зрителя.
2) Л.Бетховен «5 симфония». Бывает, что ритму удается на короткое время вырваться из ритмичных основ (прохлопать, наиграть). Что хотел показать композитор? Мотив судьбы. Удивительная концентрация мощной музыкальной энергии заключена всего в 4-х нотах.
3) В.Моцарт «Симфония № 40». Совершенно противоположное по легкости ритмического рисунка произведение. Пропоем мелодию.
5. Новый материал
- Почему я вас попросила исполнить мелодию, а не прохлопать» ритмический рисунок? (Потому что в произведениях Моцарта легкость и изящность ритма тесно связаны с мелодией). И его произведения мы изучаем в теме «Мелодия». При изучении нового материала, мы с вами заполним сравнительную таблицу.
На доске – схема:
Критерии РИТМ МЕЛОДИЯ
1 Где присутствует? Везде: в природе, в искусстве Только в музыке
2 Основные свойства Порядок, симметрия Выражает чувства
3 Как проявляет себя? Внешне, в движении В глубинном, скрытом плане
4 В каких жанрах господствует? В танцевальных В песенных

- Если ритм присутствует везде, то мелодия всецело принадлежит музыке, т.е. присутствует только в музыке. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство. Музыка царствует лишь там, где находит отклик и понимание. Если музыкальный ритм все вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе.
- Как, вы думаете?(Она не требует никаких внешних физических проявлений: ни...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.17 | Просмотров: 1673

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340