Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пьеса А.Н. Островского Снегурочка. Значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Пьеса А.Н. Островского Снегурочка. Значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века


Автор(ы): Шрамова Юлия Александровна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: выяснить значение сказки “Снегурочка” в творчестве Островского и искусстве 19 века.
На доске два высказывания (они же вопросы для обсуждения).
  • “Снегурочка А.Н.Островского принадлежит – говорю это с прискорбием – к категории фантастических пьес, в основу которых положено чудесное и, вместе с тем, совершенно вздорное содержание. В.П.Буренин
  • В “Снегурочке” с большой силой выразилось лирическое начало драматургии Островского. “Снегурочка” в творчестве Островского – несомненная вершина той “лирической”, “авторской” линии. А.И.Журавлева
Информация для учителя. Класс делится на группы, назначаются руководители групп. Они приглашаются учителем на консультацию за неделю до проведения урока, а затем сами консультируют своих товарищей. Ученики самостоятельно читают необходимые тексты, а докладчики (1-2 человека) готовят сообщения. Они получают в помощь список рекомендованной литературы и подборки материалов по теме.
Устные сообщения сопровождаются демонстрацией “наглядных пособий”: это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации, рисунки, планы ответа. В группах выбираются ученики (возможно, художники), ответственные за создание наглядных пособий.
В каждой группе назначаются рецензенты (1-2 человека). Они выслушивают сообщения и составляют отзыв. Приложение 1.
Рецензент первой группы оценивает работу второй, рецензент второй — работу третьей, рецензент третьей — работу первой группы.
После выступления рецензентов руководители групп подводят итоги, высказывают возражения рецензентам, ставят оценки членам своей группы.
Учитель по ходу работы групп задаёт вопросы.
Предварительное задание для всех. Прочитать русскую народную сказку “Снегурочка” и одноименную пьесу А.Н. Островского.
Второе задание (по группам). Группы готовят устные сообщения, сопровождаемые “наглядными пособиями”. Темы для сообщений:
  1. Кто есть кто в царстве Берендея?
  2. Мифологические мотивы в сюжете пьесы.
  3. Значение пьесы в искусстве (для сильных классов).

Ход урока

Вступительное слово учителя;
В течение сегодняшнего урока мы будем работать над расширением сведений о сказке Островского, выяснять значение пьесы в творчестве писателя и искусстве 19 и 20вв. Запишите название темы урока в тетрадь. Обратите внимание на высказывания, написанные на доске. Это слова двух разных людей (В.П. Буренина и А.И. Журавлевой) об одном и том же произведении Островского “Снегурочка”. Как вы могли заметить, мнения критиков разошлись: В.П. Буренин считает “Снегурочку” пьесой с “совершенно вздорным содержанием”, а А.И. Журавлева, напротив, считает “Снегурочку” “вершиной лирической линии” в его творчестве. Творчество любого писателя являет собою непрерывный диалог автора с читателем, и если художник не получает обратного отзыва, значит, он не смог задеть болевых струн в сердце своего собеседника. При подготовке к уроку у вас должно было сложиться собственное мнение по поводу этого произведения. В конце урока мы должны сопоставить оценки. Данные Журавлевой и Бурениным с теми представлениями, которые сложились у вас после изучения пьесы и поэтому основным вопросом нашего урока является вопрос о значении сказки “Снегурочка” в творчестве Островского.
Для ответа на этот вопрос в тетрадь постепенно будут записываться все выводы и обобщения.
Первая учебная ситуация.
В карточке с информацией под №1 даны отрывки из русской народной сказки “Снегурочка” и весенней сказки А.Н. Островского “Снегурочка”. Сейчас мы проведем их сравнение. (Сравниваются отрывки, и делается вывод о сходстве и различии). В тетради заполняется таблица из двух частей:
Народная сказка Пьеса А.Н.Островского
Рождение Снегурочки
Смерть Снегурочки
Вывод № 1: “Снегурочка” Островского отличается тем, что его героиня рождена Весной-Красной и Морозом, а в народной сказке слеплена стариками. У Островского Снегурочка тает от искры любви, в народной сказке – перепрыгнув костер, “ослушавшись” родителей. В “Снегурочке” Островского больше действующих лиц; там есть мифологические мотивы и т.д.
Вторая учебная ситуация.
Посмотрите, пожалуйста, в карточку – информатор № 2. Там дается толкование слова берендеи. Но в отличие от реально существовавших его берендеи – не дикие кочевники; они ведут образ жизни, свойственный большинству племён, населявших среднюю полосу славянских земель. И другое объяснение представляется исключительно важным. Не хотел ли автор сказки о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2936

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340