Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии
Время и его счет
Автор(ы): Самойлова Лариса Васильевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Но время – это мы!” П.Флеминг. Цели урока. Формирование научного мировоззрения. Воспитание личностных качеств учащихся (обязательность, пунктуальность). Познакомить учащихся с истинным солнечным, средним, местным, поясным и летним временем. Демонстрации: часы песочные, кварцевые, с маятником. Макет солнечных часов. Предварительная подготовка: ученики готовят доклады по темам: Солнечные часы. Водяные и огненные часы. Песочные часы. Маятниковые часы. Кварцевые часы. Атомные часы. Юлианский и Григорианский календари. Ход урока: УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы обсудим одну из интереснейших тем в науке – это понятие о времени и его измерении. Часто мы спрашиваем друг у друга: “Сколько времени?”, или “Сколько осталось времени?”. И очень редко задумываемся: “Что такое время?” Может ли Вы дать определение времени? (Учащиеся выдвигают свои версии) Обычно проблемой – время – занимаются физики, философы или поэты. Сегодня этой проблемой займемся мы. Что из курса физики нам известно о времени? УЧЕНИК: Время – это физическая величина, в Международной Интернациональной Системе Единиц измеряется в секундах. Для измерения времени создан прибор - часы. УЧИТЕЛЬ: Каковы свойства времени, каким бывает время? Наводящие вопросы: когда появляется время для конкретного человека? (При рождении); как у ребенка формируется представление о времени? (Он замечает изменения, которые непрерывно происходят с вещами); можно ли путешествовать во времени? Абсолютно ли время? (Один из героев М.Твена утверждал, что время в деревне течет медленнее, чем в городе. А Вы это замечали?) Давайте обратимся за помощью к поэтам. Вот как о времени рассуждал средневековый немецкий поэт Пауэль Флеминг (перевод Гинзбурга) Во времени живя, мы времени не знаем. Тем самым мы себя самих не понимаем. В какое время мы, однако, родились? Какое время нам прикажет: “Удались!” А как нам распознать, что наше время значит И что за будущее наше время прячет? Весьма различны времена по временам: То нечто, то ничто – они подобны нам. Изжив себя вконец, рождает время время. Так продолжается и человечье племя. Но время времени нам кажется длинней Коротким временем нам отведенных дней. Подчас о времени мы рассуждаем с вами. Но время – это мы! Никто иной. Мы сами! Знай: время без времен когда-нибудь придет И нас из времени насильно уведет. И мы, самих себя сваливши с плеч, как бремя, Предстанем перед тем, над кем не властно время. Обсуждение стихотворения: “Во времени живя, мы времени не знаем…” эти строки о нас. “…Что за будущее наше время прячет?” – люди давно мечтают о путешествии во времени. “…Рождает время время…” – для каждого человека время начинается с его рождения, а что было до появления Вселенной? “…Время времени нам кажется длинней Коротким временем нам отведенных дней…” – В среднем человек живет 27 375 суток. Разве это много? Если Вам исполнилось 16 лет, то 5 840 суток уже позади. И впереди у Вас в среднем – 22 630 суток. В среднем треть жизни человек спит, а , значит , на активную жизнь в среднем остается 15 087 дней. Так мало! А сколько нужно успеть сделать? Стоит задуматься, как тратить отведенные нам дни. Но все же: “…Есть только миг, между прошлым и будущим, именно он называется жизнь…” Живите со временем в ладу! Оно неумолимо! Обратимся за помощью к физикам. Вот высказывание о времени Исаака Ньютона: “…Абсолютное время само по себе и по сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью…” Это определение физически бессодержательно! Не только нам не удалось дать четкого понятия времени, в науке это понятие до сих пор не определено и не известны все свойства времени. Как поступают в этом случае ученые? – Они определяют процесс измерения промежутков времени, и при этом некоторые свойства времени приходится постулировать. На основе ритмических процессов происходящих в природе, создан счет времени, выбрана единица измерения времени – 1 секунда, созданы часы – прибор для измерения интервалов времени. Приведите примеры ритмических изменений в природе, на основе которых люди могли создать счет времени? Ученик: Смена дня и ночи, смена времен года, колебания маятников, биение сердца. УЧИТЕЛЬ: Сравнение ритмов показало, что их отношение устойчиво сохраняется. Например: в сутки происходит 864000 ударов сердца, медики называют такой ритм типичным. И ранее за единицу измерения времени 1 секунду принимали 1 / 864000 суток. Откройте тетради, запишите число, тему урока, 1 секунда- 1/864000 суток. Поговорим об измерении времени: как люди измеряли время в древности? Ученик: В древности люди измеряли время светлыми частями – день, и темными – ночь. УЧИТЕЛЬ: Верно. С развитием цивилизации появилась необходимость измерять более короткие промежутки времени и человек создал первые часы. Какие? Ученик: Солнечные. УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы послушаем доклад о солнечных часах. Узнаем, какие периодические явления лежат в основе устройства этих часов, как они устроены, когда можно измерять с их помощью промежутки времени, велика ли их точность. Вы, слушая доклады, конспектируете их по этому плану. Ученик: С докладом о солнечных часах и макетом солнечных часов. УЧИТЕЛЬ: Кроме солнечных часов у наших предков были и менее известные часы. Ученик: С докладом о водяных и огненных часах. УЧИТЕЛЬ: Только VIII век нашей эры осчастливил человечество песочными часами. Ученик: С докладом и небольшими песочными часами. УЧИТЕЛЬ: И только в XVII веке были изобретены первые механические часы. Ученик: С докладом о маятниковых часах и макетом (погрешность 0,5 часа). УЧИТЕЛЬ: Маятниковые часы усовершенствовались, и в 1921г английский инженер Уильямс Шорт собрал часы с двумя маятниками (эталонным и рабочим) так, что их погрешность составляла 10 секунд в год. Эти часы так и были названы – часы Шорта. А уже в середине XX века были изобретены кварцевые часы. Ученик: С докладом о кварцевых часах (погрешность десятитысячная доля секунды в сутки). УЧИТЕЛЬ: В 1972 году весь мир перешел на атомное время, которое отсчитывают атомные часы и единицу времени 1 секунда – это 9 192 631 770 переходов атома цезия – 133 из одного энергетического состояния в другое . Ученик: С докладом об атомных часах (погрешность за 300 тыс. лет одна секунда) . УЧИТЕЛЬ: Мы говорим о погрешности часов. А как определить, точно ли идут часы? Для этого и существует астрономическая служба времени. Дело обстоит примерно так, телескоп направляют на какую либо звезду и ждут, когда пройдут сутки, а значит, звезда опять появится в окуляре телескопа, и прошло ровно 24 часа. Сверяя так атомные часы с движением Земли, оказалось, что Земля движется неравномерно и постепенно замедляет свое движение вокруг оси. Через один миллион лет сутки увеличатся на 15 секунд, а через 240 млн. лет исполнится мечта многих людей – в сутках будет 25 часов. Правда, при этом в году останется только 350 дней. Но не только хронометры (так точнее называть часы) бывают разными. “…Весьма различны времена по временам…” Мы с вами пользуемся такими понятиями, как местное, московское, летнее, поясное время. А ученые пользуются такими понятиями, как звездное вре...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.18 | Просмотров: 3131
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|