Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Учебный проект по теме: Тригонометрические уравнения с конечным числом решений
Автор(ы): Пименова Елена Николаевна, учитель математики; Голубятникова Татьяна Николаевна, зам.директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В школьном курсе “ Тригонометрии” мы рассматриваем различные способы решения тригонометрических уравнений. В результате решения получается ответ, записанный по формуле корней тригонометрического уравнения. Число решений бесконечно. Большинство школьников записывают ответ автоматически, не задумываясь над целочисленным параметром, входящим в эти формулы. Смысл его позволяют осознать уравнения, имеющие конечное число корней, но таких уравнений в школьном курсе содержится недостаточно. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо научиться рассуждать, приобрести некоторый опыт решения. Решение этих уравнений вызывают затруднения у школьников, а между тем они всё чаще встречаются на ЕГЭ и на вступительных экзаменах в ВУЗы, поэтому эта проблема актуальна для учащихся. Для её решения мы воспользовались методом учебного проекта. Цель проекта: устранить некоторое противоречие между уровнем подготовки выпускника средней школы в соответствии с программой по математике и требованиями, предъявляемыми к абитуриенту при поступлении в ВУЗы по теме “ Решение тригонометрических уравнений”. Задачи: Расширение кругозора учащихся. Уметь находить и анализировать информацию. Уметь выбирать необходимое, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. Подготовительный этап: Учащимся было предложено решить уравнение * (2cos x – 1) = 0 Решение: 7х – х2 = 0, х1 = 0, х2 = 7 7х – х2 0, х [ 0; 7] 2cos x – 1=0, х = ± + 2n, n Z n = 0, х1 = , х2 = - [ 0; 7] n= 1, х1 = [ 0; 7] , х2 = n=2, х = - + 4= [ 0; 7] Ответ: 0; 7; ; . При решении уравнения возник вопрос: “Всегда ли количество корней тригонометрического уравнения бесконечно?” Выяснили, что количество корней ограничено областью допустимых значений второго множителя. Поскольку решение данного уравнения заинтересовало учащихся, а в учебнике их нет, мы предложили им обратиться к другим источникам и найти уравнения такого типа. Обсудили время работы – в течение недели во внеурочное время. Все учащиеся распределились на группы, каждая из которых изучала определённые источники: - Экзаменационные материалы за курс средней школы, материалы ЕГЭ.
- По материалам вступительных экзаменов в ВУЗы.
- Другие источники.
Практический этап: Некоторые уравнения, найденные учащимися, были решены на уроке, остальные предложены для самостоятельного решения, которые составили дидактический материал. Решите уравнения: 1. sin * cos * = 0 Решение: Произведение из трёх множителей заменим двумя. Используем условие равенства произведения нулю. При этом важно не забыть проверить, определён ли второй множитель при том значении аргумента, когда первый множитель обращается в нуль. 2. sin * cos * = 0 sin х * = 0 Ответ: - 4; 4; -;. 2. cos2 =1 Решение: Преобразуем уравнение к виду 1 – sin2 =1, sin =0. Следовательно, =n, откуда х2 =. Это уравнение имеет решение только при условии 0, т.е. при 0< n ? 1,27. С учётом целочисленности единственным возможным значением n является n =1. Тогда х2= , х= ± . Итак, уравнение имеет только два решения. Ответ: х = ±. 3. sin (cos x)=0 Решение: cos x = n, n Z; cos x = n, n = 0;1;-1 cos x = 0 cos x = 1 х =, k Z cos x = -1 Ответ:, k Z 4. cos=0 Решение: = + n, n Z при условии -2 х 2
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.18 | Просмотров: 1585
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|