Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование у дошкольников социально-ролевой идентичности - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Формирование у дошкольников социально-ролевой идентичности


Автор(ы): Литвинова Галина Викторовна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность проблемы объясняется тем, что в обществе существует еще достаточно сильный, устойчивый традиционный взгляд, как на женщину, так и на мужчину. Несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, сила социально-ролевых установок – до сих пор одна из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика изучения стереотипов, формирование социально-ролевой идентичности представляется необходимой.
В современном образовании, где господствует смешанное воспитание, различия во внутреннем мире мальчиков и девочек практически не учитываются. Воспитание рассчитано на некое бесполое, усредненное существо. Особенно от этого страдают мальчики. Ведь педагоги у нас в основном женщины и потому психология девочек им все-таки ближе.
Хорошо известно, что воспитатели склонны поощрять у детей обоих полов скорее женские, чем мужские качества. От детей ждут (и требуют), чтобы они сидели тихо, выполняли указания, внимательно слушали. Именно такое поведение общество оценивает как типично "женское". Таким образом, мальчик, чтобы быть "хорошим", должен вести себя "как девчонка", что оказывает негативное воздействие на его личность. Более того, мальчики, которые ведут себя так, как ожидает воспитатель, оцениваются своими сверстниками очень низко.
Важно помнить, что если младшие дошкольники еще слабо воспринимают различия между мальчиками и девочками, то в старшем дошкольном возрасте закладывается основа полоролевых стереотипов. Очень скоро у детей складываются четкие представления о том, "из чего сделаны девочки" и "из чего сделаны мальчики", которые не всегда совпадают с их собственными задатками и склонностями.
Основной целью формирования социально-ролевой идентичности в детском саду может быть преодоление тех стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, сосредоточение внимания на том, чтобы поведение ребенка больше зависело от его личных склонностей, а не от необходимости вести себя "как положено".
Задачи:
1) Отталкиваясь от конкретных проблем, подвести детей к осознанию царящих в обществе стереотипов.
2) Пересмотреть формы изложения образовательного материала с тем, чтобы воспитательный процесс шел с учетом специфических особенностей мальчиков и девочек.
3) Организовывать занятия с элементами психологических тренингов, целью которых должна стать выработка навыков общения, основанного на уважении личности другого человека.
Поскольку формирование социально-ролевой идентичности у детей зависит от воспитателей и родителей, большое значение имеет образование воспитателей и других взрослых.
Мы определяем: быть мальчиком — значит заступаться, опекать, проявлять великодушие, мужественность. Быть девочкой – проявлять женственность, нежность, заботливость, мягкость, сердечность. Ребенок усваивает эту информацию, запоминает ее. Но от знания правил до поведения в соответствии с правилами — огромное расстояние.
Важно постепенно научить детей находить пути взаимопонимания при освоении социальных ролей с помощью создания проблемных ситуаций, организации ролевых игр, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли.
Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться воспитывать не просто детей, а мальчиков и девочек.
Поэтому в нашем детском саду работу по становлению полового самосознания и половой идентификации курирует психолог. Проводится диагностика и составляется перспективный план “Формирование у мальчиков и девочек навыков сотрудничества” с учетом возрастных особенностей детей, проведенной диагностики, включаются в план также элементы психологических тренингов, коммуникационных упражнений, упражнений на сплочение коллектива.
“Формирование у мальчиков и девочек навыков сотрудничества”
Цель: профилактика психологического неблагополучия детей; Объединение содержания занятий с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями; Воспитание в детях уверенности в себе, формирование оптимистической установки и высокой самооценки.
При работе с программой особое значение имеет заинтересованность родителей. Родительские собрания, памятки, консультации, индивидуальные беседы, а также совместная деятельность с педагогами детского сада.
Критерии отбора детей:
Проводится психологическая диагностика. “Социометрия” (Дж. Морено модифицированный для дошкольного возраста), выявление предпочтения девочек и мальчиков; “Изучение гендерных установок у детей” (полустандартизированное интервью В.Е.Кагана) выявление знаний о половых различиях. Критерием отбора является изолированность детей, проблемы в поведении, жалобы воспитателей.
Организация занятий:
Групповые занятия проводятся один раз в неделю. В них участвуют 6 — 8 детей. Продолжительность 25—30 минут.
Количество занятий: 24.
Критерии эффективности программы: Социальная адаптация в детском саду, школе.
№ пп Тема занятия Цели и задачи Программное содержание
1 часть УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
1 Изобрази себя Помочь детям адекватно оценивать внешность мальчиков и девочек, поддерживать положительную самооценку. Игра “Составь свой портрет”Игра “Сделай свой портрет”
Игра “Я — скульптор”
“Собирай добрые слова”
“Скажи мишке добрые слова”
2 Узнай по голосу Привлечь внимание к такой индивидуальной особенности мальчиков и девочек, как голос. Дидактическая игра “Кто позвал?”“Мне нравится в тебе”
3 Ты и твое имя Развивать представления детей об имени и отчестве. “Имя превратилось”“Ласковое имя”
“Рисунок имени”
4 Что ты любишь поесть? Продолжать определять вместе с детьми вкусы, предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других. “Любимое блюдо”Игра “Урок кулинарии”
Игра “Угоди своим друзьям”
“Ходим кругом”
5 Проба на вкус и запах Определять вместе с детьми предпочтения во вкусах и запахах, сравнивать их с предпочтениями других. Игра “Путешествие в страну запахов”Игра “Любимый запах”
“Мысленная картинка”
6 Что ты хочешь носить? Продолжать вместе с детьми определять вкусы и предпочтения в одежде девочек и мальчиков, сравнивать их. Игра “Я — модельер”Игра “История костюма”
Игра “Презентация любимой одежды зимнего (летнего, весеннего, осеннего) сезона”
7 Что ты умеешь делать? Определять вместе с детьми умения мальчиков и девочек. “Неоконченные предложения”“Психологическая загадка”
“Топните те, кто…”
8 Какой ты, что тебе нравится? Учить детей обобщать особенности мальчиков и девочек. Игра “Выставка рисунков”Игра “Что нам нравится зимой (весной, летом, осенью)?”
9 Красивое — безобразное Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что — безобразным. Игра “Мир красоты”В. А. Сухомлинский “Что лучше?”, “Пусть будут и соловей и жук”
10 Робкий Определить вместе с детьми, кого можно считать робким. Игра с зеркалом “Похвали себя”Игра “Скажи другу комплимент”
Рассказ Л. Толстого “Филиппок”
11 Смелый Определить вместе с детьми, кого можно считать смелым. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”Л. Толстой “Котенок”
Игра “Спасаем Мишку”
Игра “На льдине”
2 часть Чувства, желания, взгляды
1 Мимические признаки эмоций Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе. Рассказ Э. Мошковская “Обида”Изготовление масок
Игра-тренинг “Мои ощущения”
Мимическая гимнастика
Подвижная игра
2 Твои поступки и чувства других Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Задание на домИгра “Я — разведчик”
Л.Н.Толстой “Косточка”
“Покажи как …”
3 Спорящие лица Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций. Чтение и обсуждение произведения А. Барто “Мой сосед Иван Петрович”“Сердитые лица”
4 Горе Помочь детям понять, что такое горе, учить справляться с тяжелыми чувствами. “Попугай”“Волны”
“Закончи предложение”
“Ожившие чувства”
3 часть СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
1 Я считаю тебя хорошим Продолжать развивать представления о том, что такое дружба. “Встреча с интересными людьми”“Ласковые имена”
“Мне нравится в тебе”
2 С кем я дружу Формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях. Игра “Закончи фразу”Игра “Приглашение”
В.Сухомлинский “Как на свете жить?”
Игра-шутка “Сиамские близнецы”
3 Качества людей Помочь понять, что такое качество, и какие бывают качества “Темные”, “светлые”… “Цыганка”“Зеленый крокодил в синей шляпе”
“Угадай-ка”
4 Портрет друга Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга. Л.Н.Толстой “Два товарища”“Помоги другу”
“Веселая смесь”
5 Ссора Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения. Сказка “Лиса и журавль”Танец “Мы поссоримся и помиримся”
Рассказ К. Ушинского “Вместе тесно, а врозь скучно”
Игра “Ба...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1746

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340