Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мы учим до тех пор, пока учимся сами - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Мы учим до тех пор, пока учимся сами


Автор(ы): Голубинская Лидия Макаровна, учитель математики, руководитель ОЭР по методическим вопросам


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
У наших школ должны быть разные, а не конвейерные лица (Е. Евтушенко). Действительно, если общество меняется, то разве имеет право школа оставаться на том же уровне? Поэтому мы говорим о позиции педагога-исследователя, так как педагогическая деятельность превращается в вариант исследовательской деятельности, в которую педагог вносит нечто новое, открытое в ходе процесса саморазвития.
А способности исследователя не появляются сами по себе, они формируются в деятельности. Таковой в гимназии является ОЭР как одно из направлений педагогической деятельности и необходимое условие роста профессионального мастерства. Тем самым педагогический коллектив МОУ Гимназия Квант создаёт условия для качественной организации учебного процесса с учётом возрастных и психофизических особенностей детей, использования методических приёмов, связанных с развитием самостоятельности ребёнка, реализации его творческих возможностей.
Иногда удивляются. Вот отличный педагог, прекрасно учит и воспитывает. А рядом работают учителя, у которых далеко не все получается. Почему бы просто не перенять опыт? И все получится? Дело в том, что использование опыта - процесс творческий.
Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки может существовать педагогика писал П. П. Блонский (Курс педагогики, М., 1916 г., с. 4).
Учитель-исследователь характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования.
Мы убедились, что для внедрения педагогической идеи необходимо привлекать широкий круг учителей-предметников. Так в областном эксперименте по отработке механизма внедрения в образовательную практику учителей основной школы идей развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (приказ комитета образования области №495 от 22.12.98г.) приняло участие восемнадцать педагогов гимназии.
В течение ряда лет они исследовали формирование невербального интеллекта, рефлексивные умения учащихся и отслеживали уровень их развития (приложение 1). Суть эксперимента в решении педагогами триединой задачи по формированию у школьников учебной деятельности, основных компонентов теоретического мышления и подструктур невербального интеллекта. В ходе эксперимента педагогами
  • разработаны и составлены:
    • три авторские программы: программа курса В мире геометрии для 5-6 классов РО, программа факультативного курса Развитие творческих способностей (автор Голубинская Л.М.), программа факультатива по психологии Психология межличностных отношений (автор Карасева И.В.);
    • десять методических рекомендаций по предметам (русский, литература, математика, история) и диагностике уровня сформированности компонентов учебной деятельности;
    • пять комплектов дидактических материалов;
    • тематические, обучающие и итоговые контрольные работы;
  • откорректировано предметно-тематическое планирование по русскому языку, литературе, математике и истории для 5-6, 7-9 классов с учетом диагностики компонентов учебной деятельности и теоретического мышления;
  • каждым педагогом-экспериментатором спроектировано и проведено от 3 до 30 экспериментальных уроков разного типа с опорой на подструктуры мышления;
  • проанализированы учебные задания и проведен отбор их в соответствии с пятью подструктурами мышления;
  • дано около 100 открытых уроков, в том числе более 70 на уровне города, области, регионов, авторов учебников РО;
  • по теме ОЭР выступили около 70 раз (семинары, конференции, занятия педагогической мастерской);
  • проводились индивидуальные, групповые консультации для педагогов города, области, регионов;
  • организованы и проведены четыре научно-практические межрегиональные конференции; Школа Олимпийского Резерва для учащихся школ области и г. Набережные Челны; организованы три семинара для педагогов Нижнего Новгорода; три выездных семинара (города Старая Русса, Боровичи, Сольцы), семинары для учителей русского языка и литературы, завучей школ области и специалистов отделов народного образования и четыре встречи-семинара для педагогов Норвегии и Франции.
Заметен профессиональный рост педагогов, что отражает аттестация педагогических кадров. Все педагоги за период ОЭР многократно прошли курсы повышения квалификации, были активными слушателями научно-практического семинара (руководитель Каплунович И.Я., кандидат психологических наук). Как видим, проводимая работа позволила педагогическому коллективу длительно и целенаправленно работать над повышением своей квалификации и уровнем профессионализма. Она же способствовала решению проблемы улучшения качества знаний, стабильность 4 и 5 в этих классах от 65 до 93 процентов. Учащиеся были успешны в различного рода конкурсах, турнирах, олимпиадах, конференциях (от гимназического до международного уровня). Поэтому можно сказать, что опытно-экспериментальная работа проводилась не ради каких-то абстрактных результатов, а имеет вполне ощутимое влияние на изменение практики.
Констатируя, что исследовательская работа педагогов влияет на качество процесса обучения и соответственно повышает уровень образованности учащихся, мы отмечаем, что сегодня по-прежнему главная задача педагога - не заставить детей учиться, а научить их учиться, заинтересовать их предметом, пробудить желание к самому процессу обучения.
Для нашего образовательного учреждения эта проблема актуальна в связи с тем, что учащиеся, пришедшие в гимназию, отличаются друг от друга и по уровню знаний и по уровню интеллектуального развития. Кроме того, некоторые педагоги (коллектив обновился почти на 60%) недостаточно вооружены методами и средствами обучения в зонах вариативного, активного, потенциального развития и творческой самостоятельности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Г.А.Берулава, Ю.З.Гильбух, И.Я.Каплунович, И.А.Красоткина).
Учитель - связующее звено в цепи наука - практика. Открытое наукой, учитель еще должен сделать своим. Сегодня нельзя работать в старой, привычной логике - наука сверху, практика - снизу; наука предлагает, практика принимает. Надо работать совместно.
А так как известно, что реализация концепции развивающего обучения, организация его в зоне ближайшего развития обеспечивают наиболее высокий интеллектуальный эффект, то в связи с этим возникла идея экспериментального моделирования управления процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития (приложение 2).
Апробацию психолого-педагогической технологии адаптивного обучения школьников в зоне ближайшего развития, а также её конкретную методическую реализацию преследует проводимая нами сейчас опытно-экспериментальная работа на уровне области (приказ комитета образования области №35 от 11.03.08 г). И по сложившейся традиции в ней участвуют двадцать педагогов.
Объектом ОЭР является организация педагогического процесса в образовательном учреждении, а её предметом - влияние психолого-педагогической технологии адаптивного обучения в зоне ближайшего развития на содержание и структуру профессиональной деятельности педагогов и на результативность учебного процесса.
Гипотетически мы предположили, что совокупность следующих мер:
  • погружение самих педагогов ОУ в экспериментальную ситуацию адекватную процессу обучения в рамках этой технологии;
  • организация совместной деятельности педагогического ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.20 | Просмотров: 1588

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340