Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Семинар-практикум Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Семинар-практикум Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий


Автор(ы): Волхонская Наталья Павловна, методист кафедры педагогической психологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы.
Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.
Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию.
В психологическом словаре А.В Петровского и М.Г.Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта [2].
Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [1].
В контексте развития саморегуляции педагога актуальным и перспективным является использование личностно-ориентированных технологий.
Эффективное использование личностно-ориентированных технологий в развитии саморегуляции поможет педагогам справиться с определенными профессиональными трудностями, окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости.
В условиях МГГИПК и ПКО слушатели знакомятся с личностно-ориентированными технологиями, которые отрабатывают на практических занятиях.
Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий в системе повышения квалификации кадров образования.
Задачи:
  • формировать представление педагога о возможностях и способах управления рабочим самочувствием;
  • повышать уровень эмоциональной культуры педагога;
  • оперативно восстанавливать свою работоспособность.
Оборудование: музыкальная программа для релаксации, магнитная запись фрагмента сеанса AT.
Ключевые понятия: произвольная регуляция; психическая саморегуляция; дыхательные техники; двигательные упражнения; массаж; релаксация; аутогенная тренировка, медитация.
Тематический план
№ темы Название темы К-во часов
(практ.)
Тема 1 Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий 4
Содержание программы
1. Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”
Работа в микро группах.
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями
  • Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают важность умения управлять собой?
  • Зачем педагогу умение владеть собой?
  • Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей?
  • Как боретесь с негативными эмоциями?
2. Ознакомление будущих педагогов с техниками регуляции своего самочувствия.
  • дыхательные техники: с успокаивающим эффектом, с тонизирующим эффектом [Приложение 1.].
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека к его естеству, правильному дыханию, экономному расходованию энергии и т.д.
Упражнения на дыхание можно выполнять в любом положении. Но одно условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно свободно, без напряжения, полностью растягивая мышцы грудной клетки и живота [4].
  • релаксационные техники: «Мышечная энергия», «Напряжение – расслабление», «Огонь-лед», «Зажимы по кругу», «Дождь» [Приложение 2.].
Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению нервного напряжения. Техника релаксации направлена на снятие эмоционального напряжения, связанного с переутомлением, дает возможность снизить мышечное напряжение, освободиться от посторонних мыслей, настроится на будущую работу, развивает способность концентрировать внимание и по настоящему почувствовать расслабление [5].
Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.
  • медитативные техники: «Концентрация на счете», «Концентрация на нейтральном предмете», «Сосредоточение на эмоциях и настроении» [Приложение 3.].
Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.
Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.
При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.
  • аутогенные техники: «Маска» релаксации, «Поза» релаксации, полный физический покой, полный психический покой [Приложение 4.].
Для снятия эмоционального напряжения необходимо применять методику аутогенной тренировки (аутотренинг).
Методика аутогенной тренировки разработана немецким психотерапевтом И. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.21 | Просмотров: 1888

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340