Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Семинар-практикум Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий
Автор(ы): Волхонская Наталья Павловна, методист кафедры педагогической психологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы. Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни. Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию. В психологическом словаре А.В Петровского и М.Г.Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта [2]. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [1]. В контексте развития саморегуляции педагога актуальным и перспективным является использование личностно-ориентированных технологий. Эффективное использование личностно-ориентированных технологий в развитии саморегуляции поможет педагогам справиться с определенными профессиональными трудностями, окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости. В условиях МГГИПК и ПКО слушатели знакомятся с личностно-ориентированными технологиями, которые отрабатывают на практических занятиях. Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий в системе повышения квалификации кадров образования. Задачи: - формировать представление педагога о возможностях и способах управления рабочим самочувствием;
- повышать уровень эмоциональной культуры педагога;
- оперативно восстанавливать свою работоспособность.
Оборудование: музыкальная программа для релаксации, магнитная запись фрагмента сеанса AT. Ключевые понятия: произвольная регуляция; психическая саморегуляция; дыхательные техники; двигательные упражнения; массаж; релаксация; аутогенная тренировка, медитация. Тематический план № темы | Название темы | К-во часов (практ.) | Тема 1 | Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий | 4 | Содержание программы 1. Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса” Работа в микро группах. Цель: выяснение способов управления своими эмоциями - Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают важность умения управлять собой?
- Зачем педагогу умение владеть собой?
- Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей?
- Как боретесь с негативными эмоциями?
2. Ознакомление будущих педагогов с техниками регуляции своего самочувствия. с успокаивающим эффектом, с тонизирующим эффектом [Приложение 1.]. Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека к его естеству, правильному дыханию, экономному расходованию энергии и т.д. Упражнения на дыхание можно выполнять в любом положении. Но одно условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно свободно, без напряжения, полностью растягивая мышцы грудной клетки и живота [4]. «Мышечная энергия», «Напряжение – расслабление», «Огонь-лед», «Зажимы по кругу», «Дождь» [Приложение 2.]. Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению нервного напряжения. Техника релаксации направлена на снятие эмоционального напряжения, связанного с переутомлением, дает возможность снизить мышечное напряжение, освободиться от посторонних мыслей, настроится на будущую работу, развивает способность концентрировать внимание и по настоящему почувствовать расслабление [5]. Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений. «Концентрация на счете», «Концентрация на нейтральном предмете», «Сосредоточение на эмоциях и настроении» [Приложение 3.]. Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение. Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза. «Маска» релаксации, «Поза» релаксации, полный физический покой, полный психический покой [Приложение 4.]. Для снятия эмоционального напряжения необходимо применять методику аутогенной тренировки (аутотренинг). Методика аутогенной тренировки разработана немецким психотерапевтом И. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.21 | Просмотров: 1888
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|