Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в кадетском корпусе. Создание творческих видеоклипов - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в кадетском корпусе. Создание творческих видеоклипов


Автор(ы): Галеева Нина Ивановна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Терапия творчеством – известный психотерапевтический прием.
Терапия искусством на начальном этапе развития отражала представления психоанализа, где продукты творчества человека расценивались как выражение неосознанных процессов психики. Сейчас многие психотерапевты, занимающиеся терапией искусством, продолжают фрейдовские и юнгианские концепции. Однако многие психотерапевты в этой области начали применять терапию творчеством как человеческую, естественную психотерапию. Они предлагают приобщиться к творчеству, окунуться в творческую действительность, чем помогают себе найти себя, обретают счастье и здоровье.
Терапия творческим самовыражением – отечественный психотерапевтический метод. Автором метода Терапии творческим самовыражением является М.Е.Бурно, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования. Данный метод включает в себя различные методики терапии творчеством, а именно: терапию созданием творческих произведений, творческим общением с природой, с литературой, искусством, терапию творческим коллекционированием, погружением в прошлое, ведением дневника и записных книжек, перепиской, творческими путешествиями, творческим поиском одухотворенности в повседневном. Все эти методики творческим самовыражением способствуют духовному, творческому развитию и служат для того, чтобы люди смогли более активно выражать себя в общественной жизни, приобретать общественно-творческий стиль и образ жизни, наполняться целебным вдохновением и приносить общественную пользу.
Первоначально терапия творческим самовыражением применялась как лечебный прием. Также метод Терапия творческим самовыражением М.Е.Бурно широко применяется и в психопрофилактических формах, для предупреждения нервной патологии и алкоголизации.
Вот уже более 10 лет этот метод применяется и в России и за рубежом не только психотерапевтами, но и психологами и педагогами.
Терапия творческим самовыражением М.Е.Бурно признана общечеловеческой, естественной и жизненной психотерапией, потому что она возвышает, одухотворяет и обращается к духовности личности, будит творческие способности в человеке, раскрывает его резервные возможности. С помощью терпеливых длительных разъяснений и воспитательных воздействий психотерапевт помогает человеку с его душевными трудностями окунуться в творческую деятельность, глубоко освоить богатства духовной материальной культуры, активно приобщиться к художественному творчеству.
В конце 2006 учебного года в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А.Шолохова стартовал учебный интегрированный курс “Психология в музыке”. Этот курс разработан и основан на основе психотерапевтического метода Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно. Курс рассчитан на четыре года. Каждый курс состоит из 34-35 теоретических и практических занятий, которые проходят один раз в неделю с 5 по 8 классы в учебном разделе “Искусство”.
На начальном этапе первые восемь занятий кадеты знакомятся с известными типологическими моделями индивидуальных характеров: К.Г.Юнга, Э.Кречмера, П.Б.Ганнушкина, А.Е.Личко, К.Леонгарда, М.Е.Бурно, А.Лоуэна. Приводятся примеры из области музыки, литературы и живописи.
Следующие 9 занятий кадеты более подробно знакомятся с характерологическими радикалами М.Е.Бурно: сангвиническим (синтонным), напряженно-авторитарным, тревожно-сомневающимся, застенчиво-раздражительным, педантичным, замкнуто-углубленным, демонстративным, неустойчивым и смешанным (мозаичным) характерами.
На оставшихся 17 занятиях кадеты знакомятся с методами творческого самовыражения: создание творческих произведений, творческое общение с природой, творческое общение с литературой, искусством, наукой, творческое коллекционирование, проникновенно-творческое погружение в прошлое, ведение дневника и записных книжек, домашняя переписка, творческое путешествие и творческий поиск одухотворенности в повседневном. Все занятия насыщены примерами из музыки, литературы и живописи.
М.Е.Бурно в своей книге “Терапия творческим самовыражением” (1989) в главе “Конкретные методики терапии творческим самовыражением” в разделе “Терапия созданием творческих произведений” просто, и в то же время трогательно и проникновенно, описал “механизмы” терапевтического фотографирования.
Терапевтический эффект данной методики заключается в том, что человек, прочувствовав по-своему с помощью фотографии окружающий его мир, эмоциональнее и острее привязывается к жизни. С фотоаппаратом в руках человек начинает смотреть на мир по-своему, видеть и выделять созвучные именно ему картины из жизни. Позднее, рассматривая свои фотографии, человек начинает испытывать “вдохновенно-просветленное состояние возвращения к самому себе, что охватывало его во время съемки” (М.Е.Бурно).
Сейчас ХХI век. В нашу жизнь давно вошли кино, телевидение и компьютер.
Взрослые (родители, учителя, ученые) давно заметили, что современные дети значительно отличаются от детей, живших и учившихся 100 лет назад. Время изменилось. Замечено, что современные дети в основном опираются на зрительные впечатления.
К.Станиславский писал, что из всех пяти чувств - зрение наиболее отзывчиво при восприятии впечатлений. Опытные педагоги-новаторы начали использовать естественную склонность детей к зрительным впечатлениям в интересах не только интеллектуального развития, но и духовного.
В рамках интегрированного курса мы решили использовать не только фотоаппарат, но и видеокамеру. Создание творческих видеоклипов и видеороликов может существенно дополнить одну из методик Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно.
Несомненно, создание видеофильмов, видеоклипов и видеороликов – кропотливая работа, требующая не только технических навыков, но и довольно дорогостоящую аппаратуру.
В Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А.Шолохова уже работает студия творческого самовыражения. Совместными усилиями участников проекта было сделано несколько видеоклипов.
Видеоклип “Кармен” - это колоритное погружение в ритмы испанской музыки фламенко. В образ цыганки Кармен естественно вжилась учительница словесности Наталия Олеговна. Особенности демонстративного характера помогла воссоздать характер современной Кармен.
“Кадетская мадонна” - это ролик о молодой учительнице истории Елене Васильевне, которая стала победительницей в конкурсе “Учитель года – 2006”.
“Путь к звездам” - так называется видеоклип о киргизском мальчике Эламане, кадете 6 класса, который мечтает стать космонавтом, как и его дядя, недавно побывавшем в космосе. Но из-за проблем, связанных с учебой и поведением, мало кто верит, что мечта Эламана осуществится. Однако после выхода видеоклипа не только одноклассники, но и учителя поверили в его возможности и мечту. А Эламан почувствовал себя более уверенно, у него поднялся уровень самооценки и социальный статус среди одноклассников.
В видеоклипе “Дорога к успеху” показана нелегкая жизнь кадета, который благодаря своему труду и упорству в учебе и ежедневных военно-физических тренировках прокладывает тропинку в свое успешное будущее. Илья – гордость кадетского корпуса. В свои 11 лет Илья на равных общается на английском языке с военным атташе, послом из Индии. Он уверен в своих силах и возможностях.
Клип “Странички кадетской жизни” рассказывает об Александре, который ушел из кадетского корпуса, проучившись один год в 9 классе. Юноша не смог жить по воинскому уставу, соблюдать принципы подчинения и субординации.
“Хозяйка кадетского корпуса” - это повествование о милой женщине Татьяне, на плечах которой держится вся материально-бытовая часть огромного “корабля-города” под название Московский казачий кадетский корпус.
Обеспечением данного проекта занимается кадет 8 класса Рустам. Особенности его синтонного характера, его видение мира и людей, отложили отпечаток на конечный результат всех этих видеоклипов. Видео получилось светлым, мягким и добрым. Рустам мечтает поступить в Военный Университет, чтобы впоследствии стать военным психологом. Участвуя в проектах студии творческого самовыражения, у него появилась возможность глубже познать окружающих людей, прикоснуться к их миру и тайнам души. Все это является стимулом для создания новых творческих работ.
Как уже говорилось выше, создание видеороликов невозможно без специальной аппаратуры и оборудования. Поэтому здесь уместно описать краткие технические характеристики, необходимые для создания творческого видеоклипа.
Видеоролик представляет собой 5-минутный сюжет. В процесс создания видео входят: разработка идеи, написание сценария, сбор видеоматериалов, режиссура, монтаж (наложение музыки, переходов, спецэффектов, титров). Запись производится в системе РАL на кассете формата Mini-DV.
Редактирование видео эффективнее всего производить на компьютере, установив в него соответствующую плату и программное обеспечение. Задействовав мощные вычислительные возможности компью...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.22 | Просмотров: 1572

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340