Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие познавательного интереса учащихся через использование ролевой игры и элементов театрализации на уроках истории в 5–6-х классах - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Развитие познавательного интереса учащихся через использование ролевой игры и элементов театрализации на уроках истории в 5–6-х классах


Автор(ы): Рякина Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История-специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке-не что иное, как «создание нереальных ситуаций» (Годер).
Цели:
  1. Изучить, повторить, закрепить или обощить материал.
  2. Проверить степень овладения теми или иными общеучебными или специальными умениями и навыками.
  3. Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
  4. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.
Положительный эффект:
  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.
  5. 5Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
  6. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
  7. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.
  8. Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.
Какие роли могут играть учащиеся?
  1. Реально существовавшее лицо ( король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)
  2. Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
Подготовка:
  1. Планирование игры.
  2. Работа с учащимися:
  • сообщение темы, даты проведения ролевой игры,
  • распределение ролей и заданий,
  • разбивка на группы, по необходимости – выборы жюри, ведущих,
  • знакомство с планом игры,
  • объяснение целей и ожидаемых результатов,
  • форма представления материала,
  • дополнительная литература,
  • по необходимости – консультации, репетиции,
  • изготовление необходимых дидактических материалов,
  • сообщение о контроле знаний.
Варианты контроля знаний:
  1. Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.
  2. Оценка за подготовку к игре дома ( рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение и др.)
  3. Работа в тетради по ходу игры ( запись выступлений других учащихся, таблица, лента времени, ключевые слова и др.)
  4. На следующем уроке - проверочная работа, тест, исторический диктант и др.
Ход игры:
  1. Организационный момент.
  2. Ролевая игра.
  3. Рефлексия: устный анализ в конце урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий и др.
Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:
  1. Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др.
  2. Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов.
    Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы- оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.
  3. Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи.
    Урок «Съезд феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Ч то получал победитель?
  4. Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.
  5. Историческое письмо или телеграмма. Узнай, кто мог быть автором. Урок «Индия в средние века». «Пишу тебе я, славный потомок Чингизхана. Я завоевал северную Индию и создал огромное могучее государство. Посоветуй, как мне его назвать, чтобы в веках о нем осталась память.» ( Бабур, Империя Великих Моголов).
  6. Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь ? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).
  7. Рассказ-защита (герб, город, растение, памятник культуры и др.).
  8. Текст с ошибками или пропусками. Урок «Могущество Древнеегипетского государства». «Молодой фараон Тутмос 1, вскочив на коня, поскакал осматривать свои войска. Воины радостно приветствовали своего товарища. Ярко блестят мечи и копья, развеваются шелковые одежды. Лучники, пехотинцы, всадники только что вернулись с богатой добычей. Завоеваны разные страны: Сирия, Нубия, Греция, Палестина, Китай. Жители столицы – города Мемфис – встречают победителей.»
  9. Кроссворды, тесты, понятия, даты и др.
Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства ( условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.
Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока ):
  1. Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок «Александрия Египетская», экскурсовод – Александр Македонский.
  2. «Кто я?» Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. Урок «Религия древних греков». «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?» (Прометей). Урок «Поэма Гомера «Илиада». «Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку» (Ахиллес).
  3. Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.) Урок «Греко-персидские войны». Речь Фемистокла перед Саламинской битвой: «Спартанские военачальники считают, что нужно отвести флот к Пелопоннесу...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.23 | Просмотров: 2026

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340