Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Западноевропейская цивилизация Средневековья - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Западноевропейская цивилизация Средневековья


Автор(ы): Воробьёва Татьяна Владимировна, преподаватель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ход урока
I этап урока – вводная часть.
Приветствие учащихся.
Учитель:
Ребята, проанализируйте высказывания и постарайтесь определить тему и проблему урока (все высказывания записаны на доске).
“Средние века” - это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков - оценка гуманистов, просветителей.
“Средние века” - это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в “средние века” человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями - оценка романтиков.
“Средневековье” - неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности - оценка историков материалистической направленности.
Высказывания учеников.
Учитель
:
Обобщает высказывания учеников и объявляет тему и проблему урока.
Тема урока: “Западноевропейская цивилизация средневековья”.
Проблема урока: “Судьбы средневековой цивилизации Запада”.
Ребята, как вы думаете, какие задачи мы должны исследовать, чтобы решить проблему урока? (Ребята пробуют назвать сами, так как темы исследования – есть задачи урока, но все задачи урока записаны на доске и ученики могут этим воспользоваться.)
1 задача. Попытка определения. Спорные вопросы периодизации истории средневековья.
2 задача. Генезис феодализма. (Итальянская модель, Французская модель феодализма).
3 задача. Характерные признаки средневековой цивилизации. (Что стало основой её вклада в историческое, материальное, экономическое, духовное наследие человечества?).
Учитель
:
Предварительно вы получили исследовательские задания, изучали дополнительную и учебную литературу, исторические источники, составляли тезисный план, схемы, таблицы, логические цепочки. Сегодня вы представите результаты своей работы для обсуждения поставленной проблемы, составляете опорный конспект урока по выступлениям учащихся и по лекционному материалу. В конце 2-часового занятия вы напишите историческое эссе на тему: “Судьбы средневековой цивилизации”. У вас на столах план урока, схема написания опорного конспекта, словарь терминов, алгоритм написания ЭССЕ (приложение 1).
II этап урока - Основная часть работы.
Учитель:

Понятие “средневековье” характеризует цивилизацию Запада. Западноевропейское средневековье внесло свой неповторимый и особый вклад во всемирно-исторический процесс.
А что понимают под “средневековой цивилизацией”?
1 группа представляет результаты своей работы по задаче исследования темы урока.
Попытка определения (приложение 2).
Спорные вопросы периодизации истории средневековья (приложение 3).
Предполагаемые ответы учеников 1 группы:
1 Ответ: Под “средневековой цивилизацией Запада” понимают тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций.
Этот тип общества унаследовал:
От античности:
  • идея империи;
  • понтификального авторитета;
  • римского права и собственности.
От варварства:
  • традиции свободы;
  • равенства;
  • демократии.
От христианства: идея индивидуального договора верующего с богом.
2 Ответ: Само определение “средневековая” производно от понятия “средние века” введённого в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо (ум. 1463 г.) Этим понятием он обозначал период истории с V по ХV в., т.е. период между античностью и новым временем. Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала “Анналы” и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.
Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили понятие “ментальности”, или “менталитета”, под которым имелись в виду мыслительные установки, коллективные представления, склад ума. На наш взгляд, ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания, основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной знаковой системой.
Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации и человека современного, историки школы “Анналов” открыли “другие средние века” (так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф). “Средние века” оказались не “безвременьем”, не “провалом” в истории человечества, но временем интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.
3 Ответ: Под средневековой цивилизацией мы понимаем королевства Англию, Францию, Германию, испанские королевства (Кастилия, Арагон, Леон, Наварра), Португальское графство, итальянские государства (Сицилийское королевство, теократическое государство римских пап, королевство Италия и др.), Бургундское герцогство, королевства Чехию, Польшу, Венгрию, то есть католические государства X – XV вв.
Вывод группы по первой части исследования (попытка определения): объединяющими признаками этой цивилизации являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.
Учитель:
Что такое “средневековая цивилизация”?
Что вы предлагаете записать в опорный конспект для написания эссе?
Ответы учеников.
Вывод учителя:

Западноевропейская цивилизация – вторичная, сформировавшаяся на месте древнейших локальных цивилизаций - древнегреческой и древнеримской.
Учитель:
Проблема периодизации средневековья вызывает интерес в исторической науке.
Каковы основные периоды в развитии западноевропейского средневековья?
Предполагаемые ответы учеников первой группы.
1 Ответ: Опираясь на исследования французских историков “школы анналов” (Ле Гофф, Гимпел, Бродель и др.), можно выделить основные периоды в развитии западноевропейского Средневековья.
Так, французский историк “школы анналов” Жан Гимпел выделяет следующие этапы в развитии Средневековой Европы:
IV-X вв. - века агрессивного и темного варварства. XI - XII вв. - “юношеский период”, когда общество само изобретало и, по словам Ж. Гимпелла, “подбирало чужое”. 1300 - 1450 гг. - время экономического спада, “огрубления, упрощения социума”. 1450 - до XVII в. - рождение Нового времени.
2 Ответ: Общепринятое деление феодализма (как этапа всемирно-исторического развития, следующего за рабовладельческим и предшествующего капитализму).
Генезис (становление) - V – X-XI вв.
Развитой феодализм - XI – XV вв.
Поздний феодализм - XVI – XVIII вв.
3 Ответ: Французский историк Жак де Гофф выдвинул концепцию “долгого Средневековья”:
Начало - II - III в. (поздняя античность);
Конец - XVIII в. (французская революция).
Учитель:
Каковы основные периоды в развитии Западноевропейской средневековой цивилизации по учебнику Н.М. Загладина? Что положено в основу периодизации автором учебника? (Работа класса с учебником).
Вывод группы: Средневековье это длительный период в истории цивилизаций.
Обсуждение исследований группы:
Учитель:
Какая периодизация вам кажется приемлемой и почему?
Что мы запишем в опорный конспект?
Ответы учеников.
Учитель:

Каждая цивилизация имеет в своём развитии этапы генезиса (зарождения), становления и развития. Переходный период от античности к средневековой цивилизации в Европе занял сравнительно длительный отрезок времени - с V по VIII века. Генезис феодализма шёл разными путями. Можно выделить несколько типов (моделей) его формирования:
  • Византийский путь;
  • Итальянская модель;
  • Французский путь;
  • Скандинавско-русский путь;
  • Мусульманская модель;
  • Восточная модель.
В рамках нашей темы нас интересует генезис феодализма в Италии, Франции.
Как проходили эти процессы на данных территориях? Свои исследования представляет 2 группа (ученики составляют сравнительную таблицу, составляют план сравнения, изучают дополнительную учебную литературу).
Предполагаемые ответы 2 группы.
Итальянская модель генезиса феодализма была разрушительной и болезненной, но зато более короткой, чем византийская. Ослабевший Рим стал приманкой для набегов варварских племен, которые волна за волной прокатывались по Италии, грабя и разрушая города, захватывая земли и смешиваясь с местным населением, постепенно впитывая часть доставшейся им экономики и культуры и преобразуя их на более примитивный лад.
Однако варвары, расселившиеся в V в. по Римской империи, не были дикими народами, только что вышедшими из лесов и степей: “Они прошли долгий путь эволюции во время своих нередко вековых странствий... В своих странствиях они вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Прямо или косвенно большинство этих народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского… Они принесли тонкую технику обработки металлов, ювелирное и кожевенное мастерство, а также восхитительное искусство степей с его стилизованными животными мотивами”. Несмотря на все разрушительные действия, в конечном счете, варвары влили, свежую кровь в загнившие остатки некогда могущественной Римской империи.
Верхушка завоевателей становится крупными землевладельцами, часть воинов - мелкими свободными землевладельцами, которые постепенно теряли независимость и смешивались с колонами. Сократившие на время производство, потерявшие прежний блеск и крупных заказчиков, городские ремесленники и торговцы постепенно находили новых покупателей, восстанавливали торговые связи. Феодальные отношения в основном утвердились в IX в.. Но здесь уже не было единого государства с сильным центром.
В 781 г. Италия выделилась в империи Карла Великого как особое королевство, а в 843 г. стала самостоятельным государством. Однако Южная Италия оставалась под властью Византии, а позднее — нормандского королевства обеих Сицилии, центром слияния разных культур.
Французский путь к феодализму был свойствен для некоторых стран, побывавших под римским владычеством, но сохранивших основы общинно-родового строя (хотя и с использованием технических достижений железного века и части античного наследства); он оказался наиболее быстрым. Племенные вожди превращались в феодалов, владельцев земли как феода (откуда и пошло название - феодализм), а свободные общинники и получившие землю воины - в зависимых крестьян.
Утверждается сильное франкское королевство, в котором в VIII - IX вв. преобладала крупная феодальная вотчина, обрабатываемая поземельно-зависимыми (колонами) или лично-зависимыми (сервами) крестьянами. “Тaк был заложен фундамент, опираясь на который каролингская монархия за полвека объед...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.26 | Просмотров: 4851

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340