Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Информатика, как предмет изучения эффективных алгоритмов работы с информацией человеком
Автор(ы): Швырев Евгений Геннадьевич, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В данной статье делается попытка рассказать о предмете “Информатика” как о науке, связанной с обработкой информации не только с помощью компьютера, но и с помощью интеллекта. Т.е. в курсе информатики должны быть рассмотрены эффективные алгоритмы восприятия, обработки, хранения, воспроизведения информации человеком. Или другими словами учить учеников учиться. В ходе экспериментальных исследований были исследованы различные алгоритмы обработки информации учениками. Например, учащийся учит параграф по следующему алгоритму: читает абзац, далее его пересказывает, потом читает следующий абзац - пересказывает и так циклически до конца параграфа. Какова эффективность его работы с точки зрения временных затрат, прочности, долговременности и системности знаний? Об эффективности здесь не может идти и речи. У преподавателя возникают вопросы: Почему ученик так учит параграф? Неужели это самый эффективный способ изучения темы? Ответ на эти вопросы один: его никто не научил эффективным алгоритмам работы с параграфом, да и вообще с информацией. А ведь таких алгоритмов, разработанных и апробированных ведущими специалистами, много! Ниже в качестве примера приводятся некоторые алгоритмы эффективной обработки информации: - Алгоритмы мотивации (подготовка для эффективного восприятия информации);
- Алгоритм чтения параграфа (эффективная обработка информации);
- Алгоритм повторения (для эффективного хранения информации);
- Алгоритм подготовки и выступления с докладом, рефератом и т.п. (эффективный алгоритм воспроизведения информации).
1. Алгоритмы мотивации В зависимости от ситуации нужно использовать различные алгоритмы мотивации учебно-познавательной деятельности. Алгоритм для старшеклассников “Картина будущего” [5], проводимый в начале учебного года (общая мотивация учения): Алгоритм картины будущего - Определите свою цель на 1 год (окончание школы) и на 7 лет (окончание высшего учебного заведения) вперед.
- Ярко и образно нарисуйте себе картину будущего:
- Кем Вы будете через 1 год, 7 лет? - Какое Вы получите образование? - Каков будет Ваш ежемесячный доход? - Как Вы будете себя чувствовать? - Какими будут Ваши перспективы на будущее? - Определите, что Вы должны сделать в течение каждого из этих интервалов времени, чтобы добиться этой цели.
- Сформулируйте свой девиз на ближайшие 3 месяца. (Корректируйте его в дальнейшем.)
В данной статье пример алгоритма приведен в краткой форме, но достаточной для понимания его сути. Принцип работы данного алгоритма настолько очевиден, что я оставлю его без комментариев. Рассмотрим пример еще одного алгоритма, воспитывающего волевые качества учеников. Часто у учеников борются противоречивые импульсы и желания. Например, надо учить уроки, а хочется спать или пойти гулять. Этот феномен известен в психологии под названием “борьба мотивов” [5, стр. 158]. Как быть в таких ситуациях? Ниже приведен пример алгоритма, как направить всю энергию импульсов и желаний всех менее значимых мотивов на мотивацию и достижения цели более высокого уровня (более значимой для ученика). Алгоритм борьба мотивов - Хочу ли я достичь своей цели?
- Хочется ли мне сейчас этим заниматься?
- Что мне хочется делать?
- Как соединить это с тем, что я решил сделать?
Рассмотрим пример для понимания сути алгоритма. Ученице нужно выучить параграф по информатике, но к ней в гости приходит ее друг, и ей очень хочется быть с ним. Что делать? Прогнать друга, учить параграф? Это не возможно, все мысли о нем. В результате ни с другом пообщаться, ни к занятиям приготовиться? Она воспользовалась алгоритмом. - Хочу ли я достичь своей цели? - Да хочу выучить параграф.
- Хочется ли мне сейчас этим заниматься? - Нет, я хочу быть с другом.
- Что мне хочется делать? - Быть рядом с моим любимым.
- Как соединить это с тем, что я решил сделать? - Я могу причитать параграф другу, а после мы в приятной обстановке обсудим прочитанное.
Здесь ученица соединила энергию двух мотивов для достижения поставленной цели. Прорабатывая алгоритмы мотивации с учащимися, добиваемся, чтобы у учащихся сформировалось четкое представление о том, что в начале любой деятельности они должны хорошо представлять цель занятия (т.е. конечный результат к чему стремиться) и кроме этого они должны хотеть, очень сильно хотеть этим заниматься, иначе просто попусту потратят время. Существуют еще множество алгоритмов для подготовки учащихся к восприятию информации, например: - алгоритмы снятия апатии;
- алгоритмы мотивации не интересных им учебных предметов и тем;
- алгоритмы управления вниманием.
2. Алгоритм чтения параграфа Существует множество алгоритмов чтения. Многие из них требуют специальной подготовки. Как, например, интегральный алгоритм чтения [1, стр. 40], предложенный в методике изучения быстрого чтения. Чтобы правильно применить интегральный алгоритм, нужны месяцы тренировки. Но есть и такие алгоритмы, которые не требуют подготовки и результат его эффективного действия виден сразу. Ниже дан пример такого алгоритма. Алгоритм “ОЧОГ” - сокращенное название по первым буквам [4, стр. 89]. О — ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти. Ч—чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. Установите связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли в их связи с второстепенными. О — обзор. Быстро просмотрите текст. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.28 | Просмотров: 1643
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|