Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Лекция Гипертекст. Методическая разработка - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Лекция Гипертекст. Методическая разработка


Автор(ы): Беняш Татьяна Анатольевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Гипертекст, или «сверх» текст, отличается следующими признаками:
1. Несёт большой объём информации.
2. Содержит достаточно информации.
3. Включает научные понятия.
4. Сложен для самостоятельного изучения.
Лекция-гипертекст успешно может быть использована на уроках изучения нового материала и закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний).
С гипертекстом имеется свой алгоритм работы.
1. Организация деятельности.
2. Озвучивание гипертекста.
3. Структурирование гипертекста.
4. Групповая работа над вопросами текста:
а) подготовка вопросов;
б) обмен вопросами;
в) коррекция.
5. Групповая работа над вопросами текста: выполняются те же действия, что и в пункте 4.
Индивидуальное контрольное задание
На первом этапе преподаватель ставит или формулирует вместе с учащимися тему и цель изучения темы, предъявляет тексты для работы на уроке.
Это может быть параграф из учебника или специальный печатный текст. Текст должен быть перед каждым учащимся. Далее преподаватель озвучивает гипертекст, а учащиеся следят за его монологом по своим материалам, возможно, делают какие-то заметки. Важно, чтобы речь преподавателя максимально совпадала с текстом на столах учащихся, содержала те же термины, формулировки и последовательность изложения, так как в этот момент на основе зрительного и слухового восприятия создаются условия для первичного запоминания информации. Можно сопровождать свой рассказ зарисовками, записями на доске, опорными сигналами, записью новых терминов. Следующий этап учебной деятельности – структурирование гипертекста. Преподаватель даёт задание разделить текст на части, найти границу между ними, выделить главные мысли и дать названия разделам. В результате многократного просмотра текста и приговора учащиеся продолжают механически запоминать текст и начинают понимать логику изложения, составляют план.
При групповой работе группы могут быть организованы формально и быстро – три ряда – три группы. Первое задание для групп – за 3–5 минут подготовить пять – семь вопросов к тексту, причём, таких на которые в тексте есть прямой конкретный ответ. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ. Полезно, если вопросы повторяются: многократность повторения позволяет запоминать слова и фразы текста. Вопросов – ответов звучит столько, сколько нужно, чтобы проговорить весь текст. При необходимости дополнительные вопросы формулирует преподаватель, он же корректирует и консультирует учащихся. После этого группы получают новое задание: подготовить несколько вопросов по тексту, на которые в тексте прямого ответа нет, однако, понимая материал, на них можно дать ответ. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них находят уже не в тексте, а в собственных мыслях. Преподаватель участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала. Эта работа помогает запоминанию и создаёт условия для понимания смысла информации. Завершается урок индивидуальным проверочным заданием.
Оно может быть разным по форме.
Гипертекст имеет ряд достоинств:
1. Экономит учебное время. Новый материал изучается и закрепляется прямо на уроке.
2. Обеспечивает долгосрочное запоминание материала, так как опирается на различные типы памяти, многообразные приёмы повторения, активную позицию учащихся на уроке и учитывают логику процесса познания.
3. Способствует развитию учащихся, так как включает приёмы, в том числе групповую деятельность и элементы взаимообучения, которые позволяют учащимся сознательно понимать информацию.
4. Создаёт условия для внутренней дифференциации: каждый учащийся достигает в усвоении темы собственной точки, которая фиксируется преподавателем во время индивидуального проверочного задания.
Исследования показали высокую эффективность лекции-гипертекста.
Во-первых, он позволяет систематизировать большой объём, трудный по содержанию материал;
Во-вторых, учащиеся на таких уроках основательнее и детальнее усваивают новую информацию за счёт многократной работы с текстом и разных способов работы с материалом.
Эффективность метода возрастает, если учесть следующие моменты:
1. В учебниках истории очень мало тем, которые можно использовать в качестве готового гипертекста, поэтому составленный преподавателем текст обязательно должен оставаться у учащихся надолго.
2. Работать по данной технологии следует в системе, регулярно.
3. При озвучивании гипертекста преподавателем необходимо придавать ему эмоциональную окраску, смягчать рациональность звучания, что позволит вписать данный способ проведения урока в традиционную систему работы преподавателя. В этом случае история для учащихся будет интересным предметом.
Методы работы с лекцией-гипертекстом
Лабораторный метод – вариант практического занятия, которое позволяет формировать устойчивые общеучебные и специальные умения (репродуктивные умения). Данный метод эффективен на уроках вторичного закрепления знаний, выработки умений по их применению, не имеет возрастных и предметных ограничений.
Проблемное действие – динамичная, но важная часть метода. В этот момент учащиеся пробуют выполнить какое-то новое действие и убеждаются, что они не умеют этого делать или делают плохо. Но нам важен вывод: нужно усвоить данные умения (ситуация временной неудачи). Как это правильно сделать, объясняет преподаватель. Он говорит, а учащиеся слушают. При этом желательно, чтобы учащиеся ничего не записывали, а преподаватель ничего не демонстрировал. Мы концентрируем слуховую память. На следующем этапе преподаватель показывает, как правильно выполняется действие, а учащиеся наблюдают, не стараясь пока копировать, концентрируясь на зрительном восприятии. Только после того, как преподаватель рассказал и показал, учащиеся совершают индивидуальное действие. Вероятно, они допустят ошибки и неточности, поэтому понадобится коррекционная работа. Она будет выстраиваться поэтапно и последовательно.
Парное действие – первый в паре делает, второй – наблюдает, сверяет, исправляет, затем, наоборот.
Часть неточностей будет исправлена, а формирование умений закреплено.
Групповое действие – один в группе из 4-х человек делает, а остальные наблюдают и оценивают.
Если группа учащихся слабая или умение сложное, действие в группе выполняет второй или третий учащийся. Затем учащийся демонстрирует перед всей группой отработанные действия.
Индивидуальное контрольное действие, как правило, не вызывает затруднений и показывает сформированность умений. Если в проверочную работу включены задания разных уровней, можно оценивать учащихся. Данный метод высокоэффективен при правильном использовании. Нельзя разрывать цепочку алгоритма.
Результат достигается за счёт:
1) опоры на все типы памяти;
2) многократности и непрерывности повторения;
3) концентрации внимания на конкретное действие (умение);
4) использование индивидуальной и групповой работы;
5) специальное выстраивание коррекционной работы над ошибками.
Описанные в данной разработке организации учебной деятельности позволяют модернизировать традиционные способы обучения, органично приспособить его к требованиям сегодняшнего дня и современным направлениям развития образования.

Образец лекции-гипертекста по теме «Столыпинская Аграрная реформа»

Причины проведения аграрной реформы:
  • нерешённость аграрного вопроса в ходе первой русской революции
  • отсутствие социальной базы самодержавия в деревне;
  • кризис в сельском хозяйстве по причине малоэффективного помещичьего и крестьянского хозяйств – тормоз для индустриализации.
Цели аграрной реформы:
Социально-политические:
  • создание в деревне прочной опоры для самодержавия из крестьян-собственников – фактор политической стабильности общества;
  • отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьей земли.
Социально-экономические:
  • разрушение общины, насаждение частных хозяйств;
  • направление лишних рабочих рук из деревни в город, в промышленность.
Экономические:
  • обеспечение подъёма сельского хозяйства – основа для индустриализации;
  • ликвидация отставания России от передовых стран.
Указ от 9 ноября 1906 года ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.28 | Просмотров: 1579

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340