Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Авторская образовательная программа (дополнительного образования детей) Природа вокруг нас
Автор(ы): Архипова Ирина Евгеньевна, учитель экономики и географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 3 часа в неделю). Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал). Направленность программы Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли). Актуальность программы Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Цель программы Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения. Задачи программы - Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
- Развитие экологического мышления у детей.
- Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
- Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
- Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
- Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;
- Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
- Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
- Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.
Отличительные особенности программы Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности. Возраст детей Программа рассчитана на учащихся 8 – 13 лет при одногодичном цикле обучения. Сроки реализации программы – 1 год. Формы и режим занятий Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 1,5 часа x 2 раза в неделю). В программе предлагаются следующие формы работы: - теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
- групповые практические занятия:
- индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
- общешкольные мероприятия по экологии;
- участие в природоохранных акциях.
Ожидаемые результаты Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе Москве, любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Учебно-тематическое планирование № темы
| Тема
| Теоретическая часть
| Практическая часть
| Всего
| 1.
| Природа вокруг нас
| 9
| 15
| 24
| 2.
| Экология – наука онашем доме
| 9
| 9
| 18
| 3.
| Человек и природа
| 3
| 6
| 9
| 4.
| Экомониторинг
| 3
| 9
| 12
| 5.
| Охранять и защищать
| 6
| 9
| 15
| 6.
| Театр экологическихзнаний
| 6
| 3
| 9
| 7.
| Календарьэкологических дат
| 3
| 6
| 9
| 8.
| Экология и жизнь
| 6
| 6
| 12
| №занятия | Темы занятий
| Кол-вочасов | Сентябрь
| 1
| Экостарт. Экология: цели, задачии проблемы.
| 1,5
| 2
| Важность изначимость экологического движения в школе.
| 1,5
| 3
| Обсуждение и планирование мероприятий программы.
| 1,5
| 4
| Работа с календарем экологических дат.
| 1,5
| 5
| Экскурсия в Битцевский лесопарк.
| 1,5
| 6
| Экологические организации.
| 1,5
| 7
| Организация и проведение в начальной школе конкурса«Уголок природы».
| 1,5
| 8
| Подбор материала и выступление на линейках в начальнойшколе.
| 1,5
|
| Октябрь
|
| 9
| Оформление отчета о проделанной работе в сентябре-месяце иего оформление.
| 1,5
| 10
| Подведение итогов конкурса «Уголок природы»
| 1,5
| 11
| Фотоконкурс «Наш округ – крупным планом»
| 1,5
| 12
| Подготовка саженцев к проведению акции «Озеленениеклассов»
| 1,5
| 13
| Проведение акции «Озеленение классов»
| 1,5
| 14
| Освещение работы кружка в начальной школе.
| 1,5
| 15
| Беседа с учащимися 6 класса по теме «Возрастныеособенности, специфика общения и работы с учащимися начальной школы».
| 1,5
| 16
| Подведение итогов фотоконкурса «Наш округ – крупнымпланом». Награждение победителей.
| 1,5
|
| Ноябрь
|
| 17
| Подготовка отчета о проделанной работе в октябре месяцеи его оформление.
| 1,5
| 18
| Основные принципы охраныокружающей среды.
| 1,5
| 19
| Основные принципы экомониторинга.
| 1,5
| 20
| Кинолекторий для учащихся начальной школы.
| 1,5
| 21
| Работа в школьной библиотеке. Создание информационноговестника «Книги о природе»
| 1,5
| 22
| Подготовка и выступление на линейках в начальной школе.
| 1,5
| 23
| Съемка видеосюжета «Экология и жизнь»
| 1,5
| 24
| Подбор информации и помощь в обновлении материала «Уголков природы» в начальной школе.
| 1,5
|
| Декабрь
|
| 25
| Оформление отчета о проделанной работе в ноябре- месяце.
| 1.5
| 26
| Подбор природного материала для изготовления поделок кНовому году.
| 1.5
| 27
| Изготовление сувениров из природного материала к Новомугоду. Поздравление учителей школы.
| 1.5
| 28
| Кинолекторий. Календарь экологических дат.
| 1.5
| 29
| Человек - часть живой природы.
| 1.5
| 30
| Подбор материала и подготовка к проведению Театраэкологических знаний.
| 1,5
| 31
| Проведение Театра экологических знаний
| 1.5
| 32
| Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой».Изготовление кормушек для птиц.
| 1,5
|
| Январь
|
| 33
| Оформление отчета о работе в декабре месяце.
| 1.5
| 34
| Проведение акции «Покорми птиц зимой»
| 1,5
| 35
| Изготовление наглядных пособий из природного материала дляуроков окружающего мира.
| 1.5
| 36
| Подготовка и участие на линейках в начальной школе.
| 1.5
| 37
| Кинолекторий для начальной школы «Календарь экологическихдат»
| 1.5
| 38
| Подбор и смена информации в уголках природы в начальнойшколе.
| 1.5
| 39
| Внимание, акция! Составление и оформление листовок «ЭкологияМосквы в опасности»
| 1.5
| 40
| Распространение листовок среди учителей и родителей школы.
| 1,5
|
| Февраль
|
| 41
| Оформление отчета о работе в январе месяце.
| 1.5
| 42
| Кинолекторий «Календарь экологических дат».
| 1.5
| 43
| Основные принципы экомониторинга.
| 1.5
| 44
| Подбор материала и подготовка к проведению Театраэкологических знаний.
| 1.5
| 45
| Проведение Театра экологических знаний.
| 1.5
| 46
| Подбор природного материала для изготовления поделок.
| 1.5
| 47
| Изготовление сувениров из природного материала.
| 1.5
| 48
| Экскурсия в Полионтологическиймузей.
| 1.5
|
| Март
|
| 49
| Оформление отчета о работе в феврале месяце.
| 1.5
| 50
| Кинолекторий «Календарь экологических дат»
|
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2127
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|