Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Личностно ориентированная направленность математического образования - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Личностно ориентированная направленность математического образования


Автор(ы): Рощина Ирина Валентиновна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ведущим принципом образования является гуманистическая направленность педагогического процесса. Что понимают под гуманизацией школьного образования?
При всем различии подходов и трактовок большинство исследователей сходятся на мысли, что гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.
Личностно- ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
Математика является одной из наук, развитие которых служит необходимым условием ускорения научно-технического прогресса. Модернизация системы образования включает в себя естественным образом и модернизацию математического образования. Сегодня время диктует, чтобы дети могли стать конкурентоспособными. А для этого мы должны им привить умение глубоко мыслить, “искрометную “ смекалку, крепкую память и прочные знания. В современном образовании требуется переход от человека, знающего к человеку умеющему. Необходимым условием успешного обучения математике является заинтересованность ученика в процессе познания, стремление к успеху, осознание необходимости обучения.
Личностно – ориентированное обучение осуществляется на основе планомерного и преемственного развития математических понятий, теоретических научных фактов, формирования мировоззрения.
Личностно – ориентированное обучение - это воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью и обучение знаниям и умениям выступает как средство образования. ЛОО предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и в учебной деятельности. Здесь многое, если не все, зависит от сформированности мотивационной среды, субъектного опыта, состояния здоровья, ценностных ориентаций и установок.
Личностно – ориентированное обучение основывается на следующих педагогических принципах:
  • ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА. Никто из нас не любит навязанные действия, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Поэтому необходимо предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
При проектировании и построении ситуации выбора необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, надо научить школьников делать выбор в соответствии со своими возможностями. Для этого учитель постепенно вводит ситуации выбора в учебный процесс и формирует у учащихся умение адекватно действовать при совершении выбора. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые учениками задачи, возрастают требования к проявлению самостоятельности учащихся.
2) Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. Учитель должен сам определить на каком этапе урока и при изучении какого содержания использование ситуации выбора будет целесообразным и эффективным.
3) Стимулирование учащихся к выбору. С этой целью учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
4) Аргументация своего выбора. Учащиеся должны уметь обосновывать свой выбор. Для этого учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.
5) Успешность деятельности. Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть, уверен в том, что школьники обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения.
6) Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и на неудачу. Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно отметить то, что делалось учащимися правильно.
7) Оценка результатов решения выбранного варианта. Учитель, по возможности должен оценить результаты выполнения избранного учащимся варианта учебного задания. Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
Перечислим ситуации выбора, касающиеся содержания работы. Это выбор:
- заданий для проведения самостоятельной работы учеником, играющим на уроке роль учителя;
- заданий по теме, чтобы предложить их команде сопернице во время урока-соревнования,
- материала для рассказа об ученом – математике на конкурсе этих рассказов;
- предметов для продажи на уроке аукционе (выбор делает инициативная группа- организатор аукциона);
- разной трудности цикла заданий в ходе изучения темы, а также варианта сложности контрольной работы;
- составление кроссворда;
- сказочной фабулы и персонажей для написания сказки на основе математического материала (на неделе математики).
Широкие возможности в плане создания ситуаций выбора предоставляет работа с учащимися по методу проектов и деятельность по созданию компьютерных презентаций.
  • ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ. Необходимо не только давать детям знания, но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами их знаний.
  • ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать. Что значить работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
  • ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Учитель на уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания.
Для оценки эффективности использования личностно ориентированного обучения я применяю микроисследования и методы, такие как: анкетирование...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.28 | Просмотров: 1177

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340