Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по математике в 9-м классе по теме: Математические законы красоты - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Программа элективного курса по математике в 9-м классе по теме: Математические законы красоты


Автор(ы): Корзунова Раиса Ивановна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
В окружающем мире прекрасное сложно и многообразно. Восприятие красоты предполагает знакомство с её простейшими, первичными элементами. Элективный курс «Математические законы красоты» должен стать непрерывным процессом воздействия на интеллект учащихся, на их волю, эмоции, эстетическое чувство и мораль. Такая постановка вопроса позволит ликвидировать кажущийся отрыв математики от реальности, поможет учащимся понять, что законы математики взяты из природы и объясняют природу. Кроме учебной цели достигаются и другие – воспитание эстетического вкуса, развитие элементов творчества.
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, рассчитана на 34 часа, то есть на 1 час в неделю.
Задачи программы.
Алмаз становится бриллиантом, когда ограничен должным образом – такова программа эстетического воспитания средствами красоты геометрических форм. Элективный курс «Математические законы красоты» предполагают:
  • воспитание любопытства к красоте линий и форм;
  • изучения окружающего мира с точки зрения математики;
  • формирование у учащихся потребности не только воспринимать прекрасное, но и творить его.
«Математик также, как и поэт или художник, создает узоры. И, если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей… Узоры математика также, как и узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи также, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики». (Г.Х. Харди)
Цели элективного курса:
  • реализация задачи внутрипредметных и межпредметных связей с биологией, физикой, историей, изобразительным искусством, музыкой, литературой, архитектурой, скульптурой;
  • углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;
  • развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;
  • воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира, умений ценить красоту собственного труда;
  • создание положительной мотивации обучения на выбранном профиле.
Методические рекомендации
Теоретическая часть программы предполагает использовать каждую возможность привлечь внимание учащихся к любой особенности, черточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить к математике. Это многое интересное и красивое в самой математике. Это различные примеры красоты из области техники, искусства, природы, к которым математика имеет самое непосредственное отношение. Формируемая таким образом идея красоты, как явления, общего для многих областей знаний, вместе с идеей о математическом характере законов красоты, сближает интерес к математике с интересами к другим областям науки и искусства, как бы переводит одно в другое, делая их единственными и неразрывными. Процесс формирования этих идей длительный. Поэтому необходимо последовательно формировать у учащихся потребность понимать, что многие фигуры и построения, служащие доказательству теории, представляют собой вещи красивые сами по себе, даже независимо от их математического содержания. Теоретическая часть программы способствует формированию у учащихся понятия о том, что красоты тем ярче, чем более богатое содержание она выражает. Красота геометрических форм неизмеримо обогащается, когда раскрывается её математическое содержание и значение.
Практическая часть программы:
  • располагает широким арсеналом возможностей исследования и выявления красоты формул, законов окружающего мира;
  • способствует развитию навыков графической культуры, точности;
  • позволяет устанавливать связь элементов окружающего мира с математикой с помощью красивых линий и формул;
  • наглядно ощутить элементы математики в природе и искусстве (с помощью экскурсий).
Инструментарий для оценивания результатов –
практические, лабораторные, творческие работы, экскурсии, конкурс творческих идей, зачеты, тесты.
Предполагаемый результат изучения элективного курса
Изучение элективного курса «Математические законы красоты» позволит:
  • выработать навыки исследования законов окружающей природы;
  • установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства им формул;
  • создавать красоту математических линий.
Учебно-тематический план (перечень тем)
Тема 1.
Законы красоты и симметрия. 6 часов.
Тема знакомит с математическими законами красоты и жизни.
Основная цель:
  • систематизировать знания учащихся о симметрии, познакомить с различными видами симметрии живой и неживой природы, применением симметрии.
Тема 2.
Математика слова. 3 часа.
В теме рассматриваются математические мотивы в художественной литературе. Творчество Омара Хайяма и Леонардо да Винчи.
Основная цель:
  • сформировать понятие о красоте художественного слова, помочь учащимся понять и почувствовать красоту мысли и слова великого художника, познакомить с произведениями литературы, авторы которых используют понятия математики.
Тема 3.
Золотое сечение – красота и гармония. 11 часов.
Эта тема раскрывает понятие золотого сечения, золотого прямоугольника и их применение в практической деятельности человека.
Основная цель:
  • познакомить учащихся с делением отрезка в отношении золотого сечения и его использованием в архитектуре, скульптуре, музыке, живописи.
Тема 4.
Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты. 14 часов.
Тема знакомит с понятием, различными способами построения и применением правильных многоугольников в природе и окружающей обстановке.
Основная цель:
  • сформировать у учащихся понятие о том, что правильные многоугольники – это создание прекрасного для глаза человека, это искусство, которое украшает нашу жизнь;
  • воспитывать эстетические вкусы при выборе цвета и сочетания цветов;
  • развивать потребность в создании и применении в жизни элементов красоты.
Для реализации элективного курса предполагается провести 2 лекции, 3 лабораторных работы, 5 практических работ, 1 экскурсию, 3 творческих работы, создать 4 проекта.
Содержание изучаемого курса
Тематическое планирование

№ занятия Тема занятия Форма Используемые технологии Методические рекомендации, литература
Тема 1. Законы красоты и симметрия. 6 часов
1 Математические законы красоты в жизни. Геометрия живой природы Лекция Элементы технологии развивающего обучения Набор наглядных пособий по теме (выставка)
2 Симметрия растений и животных Экскурсия в природу. Творческая работа «Симметрия живой природы» Технология индивидуали-зированного обучения Фотовыставка
3 Теорема бабочки Обогащение знаний Технология развивающего обучения Методическое обеспечение
4 Симметрия неживой природы. Кристаллы. Исследование Элементы технологии проблемного обучения Модели кристаллических решеток
5 Симметрия в искусстве, технике, рукоделии Практическая работа Технология индивидуали-зированного обучения Образцы рукоделия учащихся и их родителей
6 Периодичность в математике и в жизни Творческая работа «Периодичность и симметрия» Элементы проблемного обучения Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза, М., Знание, 1984
Тема 2. Математика слова. 3 часа.
7 Математические модели в художественной литературе Исследование Технология развивающего обучения Тексты произведений
8 Поэзия – математика слова. Омар Хайям – математик и поэт. Исследование Технология развивающего обучения Омар Хайям, Рубаи, Ташкент, 1982
9 Леонардо да Винчи – творец красоты. Математические мотивы творчества Обогащение знаний Элементы проблемного обучения А. Махов, Леонардо да Винчи, Ташкент, 1982
Тема 3. Золотое сечение – красота и гармония. 11 часов
10 Леонардо Фибоначчи. Задача о кроликах Обогащение знаний Традиционная технология Методическое обеспечение
11 Числа Фибоначчи и возрастной ряд Исследование Элементы проблемного обучения Проект «Числа Фибоначчи и их применение»
12 Учение пифагорейцев о пропорциях Практическая работа Традиционная технология Сообщения:
  1. «Пифагор».
  2. Школа пифагорейцев
  3. Учение о пропорциях
13 Золотое сечение Лекция Технология развивающего обучения Сообщение «Применение пропорций»
14 Золотой прямоугольник и его построение Исследование Элементы проблемного обучения Исследовательская работа «Золотой прямоугольник»
15 Золотое сечение и искусство цветоводства Практическая работа «Построение цветочных клумб» Технология индивидуали-зированного обучения Методическое обеспечение
16 Золотое сечение и архитектура Обогащение знаний Традиционная технология Фотоальбом «Шедевры архитектуры»
17 Божественны...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.29 | Просмотров: 4614

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340