Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Программа элективного курса по математике в 9-м классе по теме: Математические законы красоты
Автор(ы): Корзунова Раиса Ивановна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка В окружающем мире прекрасное сложно и многообразно. Восприятие красоты предполагает знакомство с её простейшими, первичными элементами. Элективный курс «Математические законы красоты» должен стать непрерывным процессом воздействия на интеллект учащихся, на их волю, эмоции, эстетическое чувство и мораль. Такая постановка вопроса позволит ликвидировать кажущийся отрыв математики от реальности, поможет учащимся понять, что законы математики взяты из природы и объясняют природу. Кроме учебной цели достигаются и другие – воспитание эстетического вкуса, развитие элементов творчества. Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, рассчитана на 34 часа, то есть на 1 час в неделю. Задачи программы. Алмаз становится бриллиантом, когда ограничен должным образом – такова программа эстетического воспитания средствами красоты геометрических форм. Элективный курс «Математические законы красоты» предполагают: - воспитание любопытства к красоте линий и форм;
- изучения окружающего мира с точки зрения математики;
- формирование у учащихся потребности не только воспринимать прекрасное, но и творить его.
«Математик также, как и поэт или художник, создает узоры. И, если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей… Узоры математика также, как и узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи также, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики». (Г.Х. Харди) Цели элективного курса: - реализация задачи внутрипредметных и межпредметных связей с биологией, физикой, историей, изобразительным искусством, музыкой, литературой, архитектурой, скульптурой;
- углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;
- развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;
- воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира, умений ценить красоту собственного труда;
- создание положительной мотивации обучения на выбранном профиле.
Методические рекомендации Теоретическая часть программы предполагает использовать каждую возможность привлечь внимание учащихся к любой особенности, черточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить к математике. Это многое интересное и красивое в самой математике. Это различные примеры красоты из области техники, искусства, природы, к которым математика имеет самое непосредственное отношение. Формируемая таким образом идея красоты, как явления, общего для многих областей знаний, вместе с идеей о математическом характере законов красоты, сближает интерес к математике с интересами к другим областям науки и искусства, как бы переводит одно в другое, делая их единственными и неразрывными. Процесс формирования этих идей длительный. Поэтому необходимо последовательно формировать у учащихся потребность понимать, что многие фигуры и построения, служащие доказательству теории, представляют собой вещи красивые сами по себе, даже независимо от их математического содержания. Теоретическая часть программы способствует формированию у учащихся понятия о том, что красоты тем ярче, чем более богатое содержание она выражает. Красота геометрических форм неизмеримо обогащается, когда раскрывается её математическое содержание и значение. Практическая часть программы: - располагает широким арсеналом возможностей исследования и выявления красоты формул, законов окружающего мира;
- способствует развитию навыков графической культуры, точности;
- позволяет устанавливать связь элементов окружающего мира с математикой с помощью красивых линий и формул;
- наглядно ощутить элементы математики в природе и искусстве (с помощью экскурсий).
Инструментарий для оценивания результатов – практические, лабораторные, творческие работы, экскурсии, конкурс творческих идей, зачеты, тесты. Предполагаемый результат изучения элективного курса Изучение элективного курса «Математические законы красоты» позволит: - выработать навыки исследования законов окружающей природы;
- установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства им формул;
- создавать красоту математических линий.
Учебно-тематический план (перечень тем) Тема 1. Законы красоты и симметрия. 6 часов. Тема знакомит с математическими законами красоты и жизни. Основная цель: - систематизировать знания учащихся о симметрии, познакомить с различными видами симметрии живой и неживой природы, применением симметрии.
Тема 2. Математика слова. 3 часа. В теме рассматриваются математические мотивы в художественной литературе. Творчество Омара Хайяма и Леонардо да Винчи. Основная цель: - сформировать понятие о красоте художественного слова, помочь учащимся понять и почувствовать красоту мысли и слова великого художника, познакомить с произведениями литературы, авторы которых используют понятия математики.
Тема 3. Золотое сечение – красота и гармония. 11 часов. Эта тема раскрывает понятие золотого сечения, золотого прямоугольника и их применение в практической деятельности человека. Основная цель: - познакомить учащихся с делением отрезка в отношении золотого сечения и его использованием в архитектуре, скульптуре, музыке, живописи.
Тема 4. Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты. 14 часов. Тема знакомит с понятием, различными способами построения и применением правильных многоугольников в природе и окружающей обстановке. Основная цель: - сформировать у учащихся понятие о том, что правильные многоугольники – это создание прекрасного для глаза человека, это искусство, которое украшает нашу жизнь;
- воспитывать эстетические вкусы при выборе цвета и сочетания цветов;
- развивать потребность в создании и применении в жизни элементов красоты.
Для реализации элективного курса предполагается провести 2 лекции, 3 лабораторных работы, 5 практических работ, 1 экскурсию, 3 творческих работы, создать 4 проекта. Содержание изучаемого курса Тематическое планирование № занятия | Тема занятия | Форма | Используемые технологии | Методические рекомендации, литература | Тема 1. Законы красоты и симметрия. 6 часов | 1 | Математические законы красоты в жизни. Геометрия живой природы | Лекция | Элементы технологии развивающего обучения | Набор наглядных пособий по теме (выставка) | 2 | Симметрия растений и животных | Экскурсия в природу. Творческая работа «Симметрия живой природы» | Технология индивидуали-зированного обучения | Фотовыставка | 3 | Теорема бабочки | Обогащение знаний | Технология развивающего обучения | Методическое обеспечение | 4 | Симметрия неживой природы. Кристаллы. | Исследование | Элементы технологии проблемного обучения | Модели кристаллических решеток | 5 | Симметрия в искусстве, технике, рукоделии | Практическая работа | Технология индивидуали-зированного обучения | Образцы рукоделия учащихся и их родителей | 6 | Периодичность в математике и в жизни | Творческая работа «Периодичность и симметрия» | Элементы проблемного обучения | Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза, М., Знание, 1984 | Тема 2. Математика слова. 3 часа. | 7 | Математические модели в художественной литературе | Исследование | Технология развивающего обучения | Тексты произведений | 8 | Поэзия – математика слова. Омар Хайям – математик и поэт. | Исследование | Технология развивающего обучения | Омар Хайям, Рубаи, Ташкент, 1982 | 9 | Леонардо да Винчи – творец красоты. Математические мотивы творчества | Обогащение знаний | Элементы проблемного обучения | А. Махов, Леонардо да Винчи, Ташкент, 1982 | Тема 3. Золотое сечение – красота и гармония. 11 часов | 10 | Леонардо Фибоначчи. Задача о кроликах | Обогащение знаний | Традиционная технология | Методическое обеспечение | 11 | Числа Фибоначчи и возрастной ряд | Исследование | Элементы проблемного обучения | Проект «Числа Фибоначчи и их применение» | 12 | Учение пифагорейцев о пропорциях | Практическая работа | Традиционная технология | Сообщения: - «Пифагор».
- Школа пифагорейцев
- Учение о пропорциях
| 13 | Золотое сечение | Лекция | Технология развивающего обучения | Сообщение «Применение пропорций» | 14 | Золотой прямоугольник и его построение | Исследование | Элементы проблемного обучения | Исследовательская работа «Золотой прямоугольник» | 15 | Золотое сечение и искусство цветоводства | Практическая работа «Построение цветочных клумб» | Технология индивидуали-зированного обучения | Методическое обеспечение | 16 | Золотое сечение и архитектура | Обогащение знаний | Традиционная технология | Фотоальбом «Шедевры архитектуры» | 17 | Божественны...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.29 | Просмотров: 4614
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|