Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Экологизация предмета химии через исследовательскую деятельность
Автор(ы): Шапошникова Ирина Александровна, учитель химии и экологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Наблюдая за поведением детей во время уроков и во внеурочное время я заметила, что очень многие учащиеся имеют такие вредные привычки, как курение, неправильное использование жевательной резинки, у них недостаточная экологическая культура. Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о курении и культуре использования жвачки, о воздействии никотина и химических веществ, входящих в состав жевательной резинки на организм человека, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры старших школьников. В качестве примера хочу предложить исследовательские проекты. Эколого-оздоровительный проект “Нерезиновая” резина. Цель проекта для учащихся: Узнать отрицательные и положительные стороны жевательной резинки. Обоснование: Подростки начинают жевать жевательную резинку с раннего возраста, необходимо вести разъяснительную работу о вреде и пользе жвачки. Гипотеза: Если жевательная резинка оказывает негативное влияние на здоровье человека, то, как можно это предотвратить. Цели педагога: - сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление об опасности для здоровья вредных привычек;
- развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Методы проведения исследования: - Поисковый
- Систематизация
- Сравнительный анализ
- Статистический
- Практическая работа
- Обобщение
Начат: сентябрь 2006г. Исследовательский этап: сентябрь–декабрь 2006. Обобщающий этап: январь 2007 г. План выполнения исследования: - Подбор источников изучения.
- Поиск материалов и информации о возникновении жвачки.
- Знакомство с материалами о вреде жевательной резинки для здоровья человека.
- Изучить нахождение красителей, подсластителей и других химических веществ в жевательной резинке.
- Систематизация изученного материала. Составление таблиц, подбор иллюстраций и рисунков.
- Составление анкет для школьников. Анализ опроса.
- Практическая работа по выявлению химического состава в жевательной резинке.
- Выявление физиологических и психологических причин жевания жвачки.
- Составление текста про жевательную резинку на английском языке.
- Выявление хороших и плохих сторон жевательной резинки.
- Технология изготовления природной смолы.
- Оформление полученных результатов.
- Проведение профилактических бесед
Участники: учитель химии, школьный психолог, учащиеся, родители Средства реализации проекта: - Обсуждение понятий “Культура – половина здоровья”.
- Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о здоровье, гигиене, об истории жевательной резинке и бережном отношении к своему здоровью.
- Беседы.
- Чтение научной и художественной литературы.
- Выполнение и оформление практических работ
- Социологический опрос « Какую жвачку жуют дети и в какое время суток”.
- Акция “Чистота вокруг нас” (по очистке столов от старой жвачки).
- Составление памятки.
- Беседа со школьным психологом о причинах жевания жвачки.
- Соревнование между классами “Самый чистый кабинет”.
- Оформление стенда по научно-исследовательской работе.
- Домашнее задание выполняем вместе с родителями (Узнать от коренных жителей Сибири об изготовлении и применении смолы из хвойных пород деревьев. Попробовать самим приготовить смолу из коры со смолой хвойных пород деревьев.)
- Профилактические беседы в старших классах.
- Защита проекта на школьной и окружной «Ярмарке идей на Юго-Западе»
Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в правильном использовании жевательной резинки и замены ее на природную смолу из хвойных пород деревьев Результативность проекта: 1. У детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в школьном кабинете, в школьном дворе, на природе и правила использования жевательной резинки. 2. Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке плакатов о вреде жевательной резинки, о ее заменителе - жевательной смоле из хвойных деревьев. 3. Составлена памятка по использованию жвачки. (Приложение №1) 4. Выявлены психологические аспекты жевания жевательной резинки. (Приложение №1) 5. Разработана технология изготовления жевательной смолы их хвойных пород деревьев (Приложение №1) 6. Проведена практическая работа по определению содержания серы и многоатомных спиртов в жевательной резинке. (Приложение №1) 7. Проведены профилактические беседы в младших и старших классах школы №1945 г. Москва. 8. Выступление на конкурсах: Всероссийском конкурсе «Мы и биосфера» Окружном конкурсе г. Москва «Ярмарка идей на Юго-Западе 2007». (Приложение №3) 9. Разработана технологическая карта для проведения занятия «Жевательная резинка: за и против» для элективного курса «Химия и повседневная жизнь». (Приложение №2) Исследовательский проект “Курить - здоровью вредить” Начат: сентябрь 2005г. Исследовательский этап: сентябрь-декабрь 2005. Обобщающий этап: январь 2006 г. Актуальность темы: С каждым годом возрастает производство и курение сигарет. Подростки начинают курить уже в школьном возрасте, необходимо вести разъяснительную работу о вредном влиянии табачного дыма и никотина на здоровье. Цель педагога: - сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле;
- развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Цель учащихся: внести свой вклад в борьбу с курением. Гипотеза: Если курение оказывает негативное влияние на здоровье человека, то какими способами можно отказаться от этой привычки. I. План выполнения исследования. - Подбор источников изучения.
- Поиск информации о возникновении курения.
- Знакомство с материалами о вреде курения для здоровья человека.
- Изучить нахождение вредных химических веществ в сигаретах и табачном дыме.
- Составление таблиц, подбор иллюстраций и рисунков.
- Составление анкеты для школьников.
- Практическая работа по проведению социологического опроса среди учащихся старших классов по выявлению причин курения подростков.
- Вовлечение учащихся школы с 6 по 11 классы в проведении конкурса плакатов «Курить - здоровью вредить»
- Оформление выставки работ учащихся школы.
- Создание папки плакатов о вреде курения.
- Анализ данных социологического опроса.
- Составление способов отказа от курения.
- Оформление полученных результатов
- Выступление с профилактическими беседами перед учащимися 6-11 классов.
- Защита проекта на школьной «Ярмарке идей»
II. Результаты. 1. Изучена история табакокурения. 2. Психологические причины курения. В младенчестве, когда ребенок питается материнским молоком, весь процесс удовлетворения потребности в еде связан с получением удовольствия. В память закладывается опыт получения этого чувства через сосание, через ощущения связанные с раздражением рецепторов губ и ротовой полости. Период кормления ребенка грудью или через соску, называется оральным периодом. С возрастом дети заменяют соску сосанием пальца, если они взволнованы и нуждаются в ощущении безопасности, любви удовольствия. Это делается неосознанно. Ребенок не может объяснить, почему он сосет палец, но и отучиться от этого ему сложно. С годами палец заменяют сосалки - карамельки, жвачки, а в старшем возрасте - сигарета. Базовое ощущение безопасности и удовольствия удовлетворяется уже через курение. Неумение адекватно выражать и принимать свои эмоции также компенсируется сигаретой. Сексологи считают, что одним из проявлений любви являются поцелуи, которые помимо эротического эффекта оказывают такое же возбуждение чувствительных рецепторов губ, связанных с удовлетворением и базовым опытом любви и насыщения, что и соска для младенца. Диетологи считают, что курящие люди заменяют процесс принятия пищи и естественное насыщение иллюзорным насыщением, связанным с выкуриванием сигареты. 3. Состав табачного дыма. Курильщик при глубокой затяжке вдыхает в себя большое количество дыма. Оно соответствует жизненной емкости легких, т.е. 3-4 л у взрослых и 2-2,5 л у подростков. Такое количество дыма не удаляется из легких даже после 15-20 спокойных дыхательных движений, так как при спокойном выдохе удаляется всего 300-400 мл воздуха у взрослых и 200-250 мл у подростков. Составлена Таблица№1 «Токсичность табачного дыма по наиболее важным ингредиентам». (Приложение №1) Вредное воздействие на организм человека оказывают: по свойствам и воздействию близок к наркотическим препаратам и вызывает развитие зависимости: психологическое и биологическое; повышает кислотность желудочного сока, способствует развитию язвы и гастрита желудка; раздражает нервные окончания, повреждает эмаль зубов и вызывает кариес. быстрее чем кислород соединяется с гемоглобином крови и образует ка...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.29 | Просмотров: 2442
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|