Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экологизация предмета химии через исследовательскую деятельность - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Экологизация предмета химии через исследовательскую деятельность


Автор(ы): Шапошникова Ирина Александровна, учитель химии и экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Наблюдая за поведением детей во время уроков и во внеурочное время я заметила, что очень многие учащиеся имеют такие вредные привычки, как курение, неправильное использование жевательной резинки, у них недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о курении и культуре использования жвачки, о воздействии никотина и химических веществ, входящих в состав жевательной резинки на организм человека, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры старших школьников. В качестве примера хочу предложить исследовательские проекты.
Эколого-оздоровительный проект “Нерезиновая” резина.
Цель проекта для учащихся: Узнать отрицательные и положительные стороны жевательной резинки.
Обоснование: Подростки начинают жевать жевательную резинку с раннего возраста, необходимо вести разъяснительную работу о вреде и пользе жвачки.
Гипотеза: Если жевательная резинка оказывает негативное влияние на здоровье человека, то, как можно это предотвратить.
Цели педагога:
  • сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление об опасности для здоровья вредных привычек;
  • развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Методы проведения исследования:
  1. Поисковый
  2. Систематизация
  3. Сравнительный анализ
  4. Статистический
  5. Практическая работа
  6. Обобщение
Начат: сентябрь 2006г.
Исследовательский этап: сентябрь–декабрь 2006.
Обобщающий этап: январь 2007 г.
План выполнения исследования:
  1. Подбор источников изучения.
  2. Поиск материалов и информации о возникновении жвачки.
  3. Знакомство с материалами о вреде жевательной резинки для здоровья человека.
  4. Изучить нахождение красителей, подсластителей и других химических веществ в жевательной резинке.
  5. Систематизация изученного материала. Составление таблиц, подбор иллюстраций и рисунков.
  6. Составление анкет для школьников. Анализ опроса.
  7. Практическая работа по выявлению химического состава в жевательной резинке.
  8. Выявление физиологических и психологических причин жевания жвачки.
  9. Составление текста про жевательную резинку на английском языке.
  10. Выявление хороших и плохих сторон жевательной резинки.
  11. Технология изготовления природной смолы.
  12. Оформление полученных результатов.
  13. Проведение профилактических бесед
Участники: учитель химии, школьный психолог, учащиеся, родители
Средства реализации проекта:
  • Обсуждение понятий “Культура – половина здоровья”.
  • Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о здоровье, гигиене, об истории жевательной резинке и бережном отношении к своему здоровью.
  • Беседы.
  • Чтение научной и художественной литературы.
  • Выполнение и оформление практических работ
  • Социологический опрос « Какую жвачку жуют дети и в какое время суток”.
  • Акция “Чистота вокруг нас” (по очистке столов от старой жвачки).
  • Составление памятки.
  • Беседа со школьным психологом о причинах жевания жвачки.
  • Соревнование между классами “Самый чистый кабинет”.
  • Оформление стенда по научно-исследовательской работе.
  • Домашнее задание выполняем вместе с родителями (Узнать от коренных жителей Сибири об изготовлении и применении смолы из хвойных пород деревьев. Попробовать самим приготовить смолу из коры со смолой хвойных пород деревьев.)
  • Профилактические беседы в старших классах.
  • Защита проекта на школьной и окружной «Ярмарке идей на Юго-Западе»
Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в правильном использовании жевательной резинки и замены ее на природную смолу из хвойных пород деревьев
Результативность проекта:
1. У детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в школьном кабинете, в школьном дворе, на природе и правила использования жевательной резинки.
2. Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке плакатов о вреде жевательной резинки, о ее заменителе - жевательной смоле из хвойных деревьев.
3. Составлена памятка по использованию жвачки. (Приложение №1)
4. Выявлены психологические аспекты жевания жевательной резинки. (Приложение №1)
5. Разработана технология изготовления жевательной смолы их хвойных
пород деревьев (Приложение №1)
6. Проведена практическая работа по определению содержания серы и многоатомных спиртов в жевательной резинке. (Приложение №1)
7. Проведены профилактические беседы в младших и старших классах школы №1945 г. Москва.
8. Выступление на конкурсах: Всероссийском конкурсе «Мы и биосфера» Окружном конкурсе г. Москва «Ярмарка идей на Юго-Западе 2007». (Приложение №3)
9. Разработана технологическая карта для проведения занятия «Жевательная резинка: за и против» для элективного курса «Химия и повседневная жизнь». (Приложение №2)
Исследовательский проект “Курить - здоровью вредить”
Начат: сентябрь 2005г.
Исследовательский этап: сентябрь-декабрь 2005.
Обобщающий этап: январь 2006 г.
Актуальность темы: С каждым годом возрастает производство и курение сигарет. Подростки начинают курить уже в школьном возрасте, необходимо вести разъяснительную работу о вредном влиянии табачного дыма и никотина на здоровье.
Цель педагога:
  • сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле;
  • развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Цель учащихся: внести свой вклад в борьбу с курением.
Гипотеза: Если курение оказывает негативное влияние на здоровье человека, то какими способами можно отказаться от этой привычки.
I. План выполнения исследования.
  1. Подбор источников изучения.
  2. Поиск информации о возникновении курения.
  3. Знакомство с материалами о вреде курения для здоровья человека.
  4. Изучить нахождение вредных химических веществ в сигаретах и табачном дыме.
  5. Составление таблиц, подбор иллюстраций и рисунков.
  6. Составление анкеты для школьников.
  7. Практическая работа по проведению социологического опроса среди учащихся старших классов по выявлению причин курения подростков.
  8. Вовлечение учащихся школы с 6 по 11 классы в проведении конкурса плакатов «Курить - здоровью вредить»
  9. Оформление выставки работ учащихся школы.
  10. Создание папки плакатов о вреде курения.
  11. Анализ данных социологического опроса.
  12. Составление способов отказа от курения.
  13. Оформление полученных результатов
  14. Выступление с профилактическими беседами перед учащимися 6-11 классов.
  15. Защита проекта на школьной «Ярмарке идей»
II. Результаты.
1. Изучена история табакокурения.
2. Психологические причины курения.
В младенчестве, когда ребенок питается материнским молоком, весь процесс удовлетворения потребности в еде связан с получением удовольствия. В память закладывается опыт получения этого чувства через сосание, через ощущения связанные с раздражением рецепторов губ и ротовой полости. Период кормления ребенка грудью или через соску, называется оральным периодом.
С возрастом дети заменяют соску сосанием пальца, если они взволнованы и нуждаются в ощущении безопасности, любви удовольствия. Это делается неосознанно. Ребенок не может объяснить, почему он сосет палец, но и отучиться от этого ему сложно. С годами палец заменяют сосалки - карамельки, жвачки, а в старшем возрасте - сигарета. Базовое ощущение безопасности и удовольствия удовлетворяется уже через курение. Неумение адекватно выражать и принимать свои эмоции также компенсируется сигаретой.
Сексологи считают, что одним из проявлений любви являются поцелуи, которые помимо эротического эффекта оказывают такое же возбуждение чувствительных рецепторов губ, связанных с удовлетворением и базовым опытом любви и насыщения, что и соска для младенца.
Диетологи считают, что курящие люди заменяют процесс принятия пищи и естественное насыщение иллюзорным насыщением, связанным с выкуриванием сигареты.
3. Состав табачного дыма.
Курильщик при глубокой затяжке вдыхает в себя большое количество дыма. Оно соответствует жизненной емкости легких, т.е. 3-4 л у взрослых и 2-2,5 л у подростков. Такое количество дыма не удаляется из легких даже после 15-20 спокойных дыхательных движений, так как при спокойном выдохе удаляется всего 300-400 мл воздуха у взрослых и 200-250 мл у подростков.
Составлена Таблица№1 «Токсичность табачного дыма по наиболее важным ингредиентам». (Приложение №1)
Вредное воздействие на организм человека оказывают:
  • Никотин
по свойствам и воздействию близок к наркотическим препаратам и вызывает развитие зависимости: психологическое и биологическое;
повышает кислотность желудочного сока, способствует развитию язвы и гастрита желудка; раздражает нервные окончания, повреждает эмаль зубов и вызывает кариес.
  • Угарный газ
быстрее чем кислород соединяется с гемоглобином крови и образует ка...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.29 | Просмотров: 2442

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340