Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экологические проблемы водных ресурсов Якутии - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Экологические проблемы водных ресурсов Якутии


Автор(ы): Сухинина Ольга Валентиновна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При изучении темы “Вещество” учащиеся знакомятся с одним из уникальных веществ на Земле – водой, изучают состав, свойства и применение. Хозяйственная деятельность человека наносит существенный урон водоемам, и учащиеся рассматривают меры по охране воды от загрязнения. При подготовке к уроку были учтены программные требования: показать роль воды для всего живого, ее значение в природе, использование в различных отраслях хозяйственной деятельности человека, способствовать дальнейшему развитию экологического образования, познакомить с вопросами охраны водоемов от загрязнения, способами очистки воды, используя региональный материал. Специфика этого урока состоит в том, что учащиеся смогли узнать конкретные экологические проблемы родного края. При проведении урока использован метод проблемной подачи материала. Форма проведения урока - работа в группах. Такой подход помогает активизировать познавательную деятельность, заинтересовать учащихся с разным уровнем подготовки. Весь класс вовлекается в совместный процесс познания, снимается страх у слабого ученика. Такая форма урока способствует общению учащихся, вырабатывает навыки самообразования, пробуждает желание проявлять инициативу, знакомит с определенными видами профессиональной деятельности. Для контроля усвоения знаний применяется тестовая проверка и использованием экологических ситуаций, которая заставляет учащихся анализировать ситуацию, вырабатывает умение мыслить, воспитывает критичность, побуждает к пониманию важности нравственного выбора.
Цели урока: Обсудить проблемы охраны окружающей среды; исследовать виды загрязнений водоемов Якутии; изучить последствия загрязнения для природы и общества; способствовать дальнейшему развитию умений учащихся анализировать ситуации, делать выводы.
Оборудование: Физическая карта Якутии, таблица “Источники загрязнения реки Алдан”, раздаточный материал (тексты по видам загрязнений, методам очистки водоемов), задания для “специалистов”, тестовые задания, карточки с названиями специальностей: химик, эколог, биолог, руководитель секции, секретарь.
Ход урока
У ч и т е л ь. Ребята! Сегодня мы проведем наш урок-исследование в экологическом центре Республики Саха (Якутия), где будет обсуждаться один из важнейших вопросов охраны окружающей среды – экологические проблемы водных ресурсов Якутии. “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь!” - так поэтично сказал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. На территории Якутии протекает 700 тысяч рек и речек, находится 709 тысяч озер. Это источник питания для растений, животный, населения республики. Человек без воды может прожить только три дня! Но кроме биологического значения, вода имеет и большое хозяйственное значение. Где используется вода в республике?
У ч е н и к и. Водоснабжение населения; судоходство; орошение сельскохозяйственных земель; лесосплав; источник энергии; рыбный промысел.
У ч и т е л ь. Такая активная деятельность человека на водоемах приводит к их загрязнению. Сегодня в экологическом центре будут работать четыре секции “специалистов”, которые должны исследовать виды загрязнений водоемов Якутии, изучить последствия загрязнения для природы и общества и предложить методы очистки по предложенным текстам. Каждая секция получает пакет материалов для проведения исследования, который включает: текст по определенному виду загрязнения, текст “Охрана водоемов”, задания руководителю секции, секретарю, консультанту, химику, биологу, экологу, форму отчета (см. приложение).
В конце работы каждая секция сдаст отчет о проделанной работе, составленный руководителем секции и секретарем. На работу секции по изучению проблемы и подготовки сообщения “специалистами” отводится 15 минут. По истечении указанного времени начинается обмен мнениями между секциями.
Первыми выступают химики с сообщениями об источниках загрязнения водоемов. Затем слово предоставляется биологам, изучившим проблему последствий загрязнения водоемов. Экологи предлагают эффективные методы очистки для данного вида загрязнения.
Далее обращаемся к таблице “Источники загрязнения реки Алдан”.
Задание: К каким видам загрязнений относятся данные источники?
Ответ: Химическое, бытовое, углеводородное.
В заключение проводим тестовую проверку:
1 вариант.
1.Длительное стойкое повышение температуры воды в реке считают загрязнением:
а) да; б) нет; в) это зависит от времени года; г) нет, если при этом вода остается чистой.
2.После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специальную приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите?
а) выльете свои реактивы туда же, куда и он;
б) расскажите о его действиях учителю;
в) объясните ему, почему этого не следует делать.
3.Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системах очистных сооружений. Как вы поступите?
а) сообщите директору завода, чтобы он сам принял решение;
б) сделаете вид, что вам лично не известно о неисправности, так как не хотите потерять в зарплате из-за остановки завода;
в) скажите директору и, если он не примет меры, будете активно действовать сами: сообщите рабочим, сотрудникам заводской газеты, соберете людей на митинг.
Ответы: 1а, 2в, 3в.
2 вариант.
1.Основные загрязнители – вредные примеси воды:
а) соединения меди; б) соединения магния; в) соединения кальция.
2.Как бы вы поступили, если, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле старого кострища?
а) очистили бы берег, выбросив ведро в воду;
б) не обратили бы на него внимания;
в) отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали его в землю.
3. Один из путей защиты биосферы от загрязнения – очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективные, но дорогостоящие. Как бы вы поступили, если были бы директором крупного завода и имели в своем распоряжении значительную сумму денег?
а) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды – это выгоднее, чем строить очистные сооружения;
б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
в) часть денег вложили бы в расширение производства, часть - использовали бы для увеличения заработной платы работникам.
Ответы: 1а, 2в, 3б.
Приложения.
Охрана водоемов.

Меры борьбы с загрязнениями пресных вод.
Вода способна самоочищаться под влиянием солнечной радиации, бактерий, грибов и водорослей. Установлено, что в ходе самоочищения через 24 часа остается не более 50% бактерий, через 96 часов – 0,5%. Чтобы обеспечить самоочищение загрязненных вод, необходимо их многократное разбавление чистой водой. При сильном загрязнении самоочищения не происходит. В этих случаях необходимы специальные методы и средства. В промышленности – это главным образом строительство сооружений по очистке сточных вод, утилизационных установок для извлечения ценных или вредных веществ из сточных вод. На речном транспорте значение имеет борьба с потерями нефтепродуктов при погрузке, выгрузке и транспортировке на судах, а также оборудование судов нефтеловушками и другими приспособлениями для сбора нефти с загрязненных вод.
Методы очистки сточных вод от загрязнений.
Метод механической очистки заключается в механическом удалении из сточных вод нерастворимых примесей, для чего применяют специальные сооружения. Удаление примесей осуществляется с помощью различных приспособлений: решеток, жироловок, маслоловушек, нефтеловушек, самоулавливателей. В отстойниках происходит осаждение тяжелых частиц. Этим методом можно выделить до 60% нерастворимых примесей.
Метод химической очистки основан на добавлении в сточные воды реагентов, которые, вступая в реакцию с загрязнениями, способствуют выпадению нерастворимых веществ. Некоторые нерастворенные вещества переводятся в безвредные растворенные. Химический метод очистки позволяет уменьшить количество нерастворенных загрязнений сточных вод до 95% и растворенных до 25%.
Метод биологической очистки состоит в очищении органических загрязнителей сточных вод при помощи микроорганизмов. Для биологической очистки используют специальные поля орошения, биологические пруды, биофильтры. Очистные сооружения дают хороший эффект, но ни одно из них не дает полной очистки. Наиболее полная защита вод от загрязнений заключается в уменьшении сброса в водоемы отработанных сточных вод. На все большем числе предприятий применяется оборотное водоснабжение: отработанные воды проходят лишь частичную очистку, затем вновь используются в производстве.
Задание руководителю секции: Организовать плодотворную работу секции; оперативно решать возникшие вопросы; осуществлять контроль за оформлением отчета.
Задание консультанту: В ходе работы секции давать консультации специалистам при возникновении вопросов.
Задание секретарю: Оформить отчет о проделанной работе секции. Сдать отчет руководителю экологического центра.
Отчет о проведенной исследовательской работе по теме
“Экологические проблемы водных ресурсов Якутии”
Секция №
Фамилия
Имя.
Специальность Краткое содержание
выполненного
исследования
Задание химику: Изучив текст, определить источники данного вида загрязнения. Сделать сообщение.
Задание биологу: Изучив текст, выяснить действие данного вида загрязнения на водоемы и жизнедеятельность его обитателей. Сделать сообщение.
Задание экологу: Изучив текст “Охрана водоемов”, выбрать методы очистки воды наиболее эффективные при данном загрязнении.
Сельскохозяйственное загрязнение.
Вредные последствия на водоемы оказывает и ведение сельского хозяйства. Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур в почву вносятся минеральные удобрения, при борьбе с различными вредителями используют ядохимикаты. Эти вещества представляют значительную угрозу для водоемов, т.к. попадают туда с талой и дождевой водой. С животновод...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.30 | Просмотров: 2079

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340