Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Работа психолога с одаренными детьми
Автор(ы): Ахметова Светлана Аглямовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает "ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей", для чего необходима целенаправленная работа. Одним из путей реализации поставленной цели является работа с одаренными детьми. Цели: - выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;
- создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Определение своих целей начнем с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э.Де Боно, Е Гонг,В.Н. Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И Севанков, В.Д. Шадриков и др.) К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж. Рензулли, которую мы возьмем за основу. Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Выделим из основных составляющих модели Дж. Рензулли критерии одаренности: Мотивация Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием. Креативность Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез ; формулирования и сообщения результатов решения. Основными показателями креативности служат: 1. Беглость – количество порожденных идей. 2. Гибкость- их разнообразие. 3. Оригинальность – редкость. 4. Разработанность – детализация. Способности выше среднего уровня Рассмотренные критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоменто отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно. На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. (Приложение 1) Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка. (Приложение 2) В психологии принято различать общую и специальную одаренность. (Приложение 3) Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике. «Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. Поэтому диагностика проходит в два этапа: - Диагностика по выявлению одаренных учащихся.
- Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.
На первом этапе диагностики мы используем следующие методики: - Тест «Школьная мотивация» Потапова. Направленность (доминирующая мотивация) личности. - Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание Закончи рисунок. - Тесты интеллекта Равенна (невербального), Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативностии достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров. В своей работе мы следуем предложению Дж. Рензулли, и относим к категории одаренных, учащихся с высоким показателем хотя бы по одному из параметров. На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. . С этой целью мы используем следующие методики: - Тесты интеллекта ТУР (вербального) - Предпочтительные виды профессиональн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.31 | Просмотров: 3261
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|