Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пути успешной адаптации первоклассников в школе - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Пути успешной адаптации первоклассников в школе


Автор(ы): Соколова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Работа психологом в школе и детском саду вывела меня на проблему, стоящую перед образовательными учреждениями нашей страны: проблему преемственности между дошкольным и начальным образованием. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, с каждым годом снижается по ряду причин, что привело к возникновению трудностей и проблем при их подготовке к обучению в школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования.
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения.
Эти факторы побудили меня как педагога-психолога выстроить эффективную систему психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая дает позитивные результаты. Представленный опыт может быть полезен коллегам, если они работают в этом направлении.
Процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание. Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую “группу риска” - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Учителя средней школы № 1 города Оханска “группу риска” знают уже в июне, когда сформированы первые классы.
В процессе обучения педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь в виду индивидуальные особенности возрастного развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
На наш взгляд, подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
На сегодняшний день в школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, если понимать под психолого-педагогическим сопровождением “особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса” (Э.М. Александровская).
Созданная система рабаты направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:
  • Организацию работы “Школы будущего первоклассника” с дошкольниками, (Приложение 1)
  • Организацию летнего лагеря “Первышок”, (Приложение 2)
  • Работу с родителями будущих первоклассников, (Приложение 3)
  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе,
  • Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.
Программа “Школа будущего первоклассника” рассчитана на 20 занятий (один раз в неделю) с октября по апрель. Главная цель, помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения.
Занятия проводит учитель в стенах детского сада для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме, где дети встречаются со сказкой-метафорой (М.А. Панфилова “Лесная школа”). Это сказки, которые раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью. Эти занятия решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года. В данном виде работы стараюсь помочь детям научиться рефлексировать свою деятельность. Мы вместе с детьми обсуждаем их успехи и достижения на прошедшем занятии, стараемся разобраться в возникших затруднениях. Побуждаю детей высказать свое личное мнение, например, по таким вопросам, как: что вам сегодня понравилось на занятии и почему? Что было особенно трудно, а что - легко и почему? А иногда идеи и предложения детей для меня могут стать основанием для внесения определенных изменений в дальнейшую программу занятий. Иными словами, дети подготовительной группы личностно готовятся к началу школьного обучения.
В свою очередь, я посредством наблюдений за индивидуальным развитием детей и общения с их родителями накапливаю богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это позволяет мне заблаговременно подготовиться к началу нового учебного года.
Впервые оказываясь на пороге школы, ребенок “приносит” с собой представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения. Адаптация ребенка школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому мною предусмотрена и работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания на темы: собрание - деловая игра с практическими советами “В игре готовимся к школе” ; “Готов ли мой ребенок пойти в школу?”; “Мой ребенок будущий первоклассник” (психологическая гото...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.31 | Просмотров: 1683

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340