Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок-встреча в 7-м классе Климатические особенности Сахары
Автор(ы): Никитина Ирина Ивановна, учитель географии и экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Повторить климатические особенности Африки;
- применить имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;
- развивать географическое мышление, устную речь, познавательный интерес и кругозор учащихся.
Оборудование : - Физическая карта Африки,
- климатическая карта мира,
- карточки с заданием,
- дополнительная литература, атласы, плакат “Сахара”, карточки с образными выражениями, финики, бутылочка воды.
Организационный момент Учитель объявляет о начале урока. Ученики записывают число и тему в тетради. Ход урока Учитель: Сегодня, мы будем говорить на уроке о самой необычной пустыне мира. Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце – и раскаляется все вокруг : воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскаленной печи, к тому же настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться ; песок становится так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар ; до камней едва можно дотронуться. Словом, Сахара не самое удобное на Земле место для жилья. Хотя, смотря для кого : кочевники-туареги вряд ли променяют контрастность своей пустыни, например, на умеренность нашего климата. Кочевников Сахары называют “синими призраками”. И, сегодня, у нас состоится встреча с туарегом. (Входит кочевник, замотанный в синее покрывало. Класс приветствует гостя. Учащиеся задают первый вопрос о том, почему жителей пустыни называют “синими призраками” ? Роль кочевника выполняет старшеклассник). Туарег: Несмотря на жару, кочевники закутываются плотной материей. Это спасает от обжигающих лучей солнца и от песка, поднимаемого в воздухе ветром. Синее покрывало, закрывающее лицо так, что остается лишь узкая полоска для глаз, юноша получает на семейном празднике, когда ему исполняется 18 лет. С этого момента он становится мужчиной. Внешне мы похожи на призраков в таком виде.(Гостю предлагают присесть за столик перед учениками.) Учитель: Наш уважаемый гость поможет нам разобраться в климатических особенностях Сахары. Поскольку туарег “плохо” знает русский язык, часть рассказа будет представлена в виде карточек – образных выражений. Прежде, чем перейти к изложению новой темы, повторим пройденный материал по Африке, показав тем самым, что мы знаем о родном материке кочевника. 2. Повторение а) “Третий лишний” (Учитель поднимает карточки с 3 наименованиями географических объектов. Необходимо указать лишнее слово и объяснить свой выбор. Все географические объекты затем показать на карте.) 1. Гвинейский Гибралтарский (лишнее – залив, остальные проливы) Мозамбикский 2. Калахари Сахара (Сахара в северном полушарии, остальные в южном) Намиб 3. Килиманджаро Атлас (вулкан, далее – горы ) Капские 4. Сомали Мадагаскар (остров у берегов Ю. Америки, остальные – Африканские территории) Огненная Земля 5. Игольный Альмади (лишнее – нагорье, остальные – крайние точки ) Эфиопское б) Устный вопрос. - Докажите, что Африка – самый жаркий материк ?
- Где выпадает наибольшее количество осадков и почему ?
- Где выпадает минимальное количество осадков и почему ?
- Где и почему зафиксированы самые высокие и самые низкие температуры ?
- Почему пустыня Намиб расположена на побережье океана ?
- Почему в Южной Африке в январе теплее, чем в июле ?
- В каких климатических поясах расположена Африка ?
(Все ответы сопровождаются работой по климатической карте ) 3. Новая тема. Учитель: Климат Сахары будет изложен через образные выражения, которые нам поможет объяснить гость. Все карточки будут постепенно закреплены на доске. Выражения необходимо записывать в рабочие тетради. Предлагаю сделать первую запись. “СИНИЕ ПРИЗРАКИ”. (Далее туарег подает учителю следующую карточку.) “СУХОЙ ДОЖДЬ”. Учитель задает вопрос ученикам : “Почему в пустыне выпадает очень мало осадков?” Ответы учащихся: Сахара расположена в тропическом поясе, в области высокого атмосферного давления. Учитель: Во внутренних частях пустыни есть районы, где дождя не бывает годы, а то и десятилетия, при всем при этом дождь часто не достигает поверхности земли. Почему ? Ответы учащихся: Раскаленный воздух от поверхности Сахары быстро поднимается, и то незначительное количество осадков, которое направлялось к пустыне, просто испаряется. Поэтому такой дождь образно называют “сухим”. “В САХАРЕ ВЕТЕР ВСТАЕТ И ЛОЖИТСЯ ВМЕСТЕ С СОЛНЦЕМ”. (Учитель закрепляет карточку на доске. Данное выражение объясняет туарег.) Туарег: В Сахаре очень часто возникают пыльные и песчаные бури, которые похожи на быстро охватывающие все вокруг пожары. Бури в пустыне обладают необычайной силой. Образно говоря, ветер начинается с восходом и заканчивается с закатом Солнца. Учитель: Несколько примеров о силе ветра: - Однажды ветер отбросил верблюжьи седла на 200 метров, а камни величиной с куриное яйцо, катил по земле, как горох.
- Бывает, что ветер переносит сахарскую пыль через Средиземное море, в Европу.
- Большой урон бури наносят посевам в оазисах.
“ПЕСНЯ ПЕСКОВ – САМУМ” (В тетрадях, кроме образного выражения, ученики записывают определение урагана. САМУМ – ураган пустыни.) Учитель: Горе каравану, застигнутому самумом. Караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню приходит смерть. (Предлагаю одному из учеников прочесть отрывок из книги “По материкам и странам”. Издательство “Просвещение”, 1981 г. ) Ученик: “… В раскаленном воздухе чувствовалось приближение чего-то ужасного. Огромная дюна перед нашими глазами была еще неподвижной, но вершина ее уже ожила. Закурились и другие дюны. Горизонт померкнул, исчезла прозрачность воздуха, небо как будто приблизилось к земле. Через несколько минут пыль закрыла солнце, и среди красноватой мглы оно казалось красно-огненным шаром. Стало нестерпимо душно. Нечем было дышать, люди и животные задыхались. В воздухе слышался какой-то глухой шум, а иногда даже рев. Со всех сторон, от земли до самого неба, неслось нечто колоссальное, готовое поглотить все живое. Приближался самум – страшнейший ураган пустыни. Он несся необычайно быстро, а через какие-нибудь полчаса, прошедшие с того момента, как послышался первый звук поющих песков, мы были уже в самом центре этого ужаснейшего явления природы. Ветер завывал на разные голоса, всхлипывал, гудел, громыхал. Порой чудилось, что находишься возле огромной топки, лицо облизывает пламя и ты вот-вот вспыхнешь и сгоришь. Рыжее мессиво песчаной пыли клубится, вьется, рассыпается. А когда закрученный в тугие извивающиеся жгуты горячий песок бьет по лицу и по рукам, то кажется, что с тебя сдирают кожу наждачной бумагой. ‹…› И мы сами, и верблюды лежали, распростертые на песке. Люди накрылись с головой плащами и заткнули уши. Сердце мучительно болело и громко стучало, дыхание ускорилось до предела, голова болела немилосердно. Рот и глотка высохли до того, что казались покрытыми какой-то коркой или струпьями, нечем было дышать, и мне казалось, что еще немного и страшная смерть неизбежна от удушья и от того, что рот, уши, нос, глаза – все забито песком…” Дополнение туарега: Французский путешественник Тибо пережил страшный самум. Ветер свирепствовал 2 дня. Вода в бурдюках высохла. Несколько человек и половина верблюдов погибли. Тибо с оставшимися в живых все – таки пересек пустыню, но его черные как смоль волосы, за эти два страшных дня совершенно поседели. “СУХОЙ ТУМАН”. (По данному выражению проводится беседа с учениками.) Ответы учащихся: После пыльных бурь, когда наступает штиль, видимость пропадает потому, что песок постепенно оседает, не сразу. Определенное время видимость плохая, как во время тумана. Учитель: Животные перестают ориентироваться. Бывали случаи, когда газели во время “сухого” тумана спокойно шли вместе с караваном. “МИРАЖ”. Учитель: Мираж может ввести в заблуждение и опытных людей. Иногда даже очень бывалые путешественники оказывались их жертвами. Однажды 60 человек и 90 верблюдов погибли в пустыне, следуя за миражом, который увлек их на 60 км. в сторону. (Предлагаю ученикам в тетрадях записать логическую цепочку причины возникновения миражей.) Причина: Температура темной поверхности камней 70–100° С сильное нагревание приземного слоя разграничение воздушных масс преломление солнечных лучей отражение местности озеро, горы, оазис мираж (Ученики задают вопрос гостю о том, как распознать мираж.) Туарег: В давние времена разжигали костер. Если в пустыне было хотя бы небольшое движение во...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.31 | Просмотров: 1927
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|