Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-путешествие по теме: План и карта - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок-путешествие по теме: План и карта


Автор(ы): Собкович Елена Ивановна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок 17.
Тема:
Урок-путешествие по теме „План и карта”.
Цели и задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме „План и карта”; закрепить знание основных понятий, умение определять географические координаты, азимуты, масштабы; выяснить значение плана и карты в жизни человека.
2. Развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; ориентироваться в пространстве; учить объяснять закономерности и процессы; развивать географическое мышление; формировать грамотную речь; продолжить формирование умений и навыков работы с географическими картами и планом местности.
3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: глобус, физическая карта России, иллюстрации, карточки-задания, топографическое лото, изображение „Хребет География”, компас, атласы, линейки, карандаши, ватман (результаты конкурсов), маркер, флажки.
Дополнительная литература:
  1. Г.Н.Якуш. Занимательная география.
  2. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные задания по географии.
  3. Журнал География в школе, №7/97, №6/98, 4/98, №7/98.
  4. Крылова О.В. Интересный урок географии.
  5. Дидактический материал по географии.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Вступительное слово учителя

Итак, ребята, сегодня мы подведем итоги нашей работы по изучению темы „План и карта” (сообщение цели урока, условий игры: работа в командах, индивидуальная работа).
Проведем урок в форме путешествия по “Хребту География”. Преодолевая одну вершину за другой, водрузим на каждой из покорённых вершин на схеме “Хребет География” флажок. Конечная наша цель – гора Успех.
Итак, друзья, мы в начале трудного пути. Давайте познакомимся с командами, которым предстоит преодолеть этот путь.
Капитаны называют команды и девизы.
Команда 1. “Параллель”.
Команда 2. “Меридиан”.
Команда 3. “Координаты”.
Учитель: В начале нашего трудного пути проведем разминку для команд.
Конкурс 1. Разминка.
1. Кто составил первую карту? (Птолемей)
2. Кто создал первый глобус? (Бехайм)
3. Назовите имя древнегреческого ученого, давшего название “География” (Эратосфен).
4. Невидимкой по земле бегу,
От одного брата к другому,
Дорогу путнику „север-юг” показываю (меридиан).
5. По горочке линией гуляю,
Ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,
Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю (горизонталь).
6. Невидимкой по земле бегу,
В восходе солнце встречаю,
А в закате провожаю (параллель).
Подведение результатов конкурса.
Учитель:
Ребята, сегодня мы будем говорить о плане и карте. А в чем их значение для человека? (Отвечает по 1 человеку от команды).
Конкурс 2. Вершина Азимутальная.
Учитель:
А теперь нам предстоит далекий путь.
Нельзя присесть и отдохнуть.
Пакет нам надобно найти,
Чтоб не плутали мы в пути,
А чтоб пакет тот отыскать,
Нам нужно азимут узнать.
Каждая команда получает задание:
Команда 1. Пройти 5 шагов по азимуту 180°.
Команда 2. Пройти 8 шагов по азимуту 270°.
Команда 3. Пройти 4 шага по азимуту 45°.
Ребята по азимуту находят конверты с заданиями для следующего конкурса.
Подведение результатов конкурса, укрепление флажков на покоренную вершину Азимутальную.
Конкурс 2. Вершина Масштабная.
Учитель:
А теперь наш путь лежит через хребет.
Одна гора трудней другой,
Но нам их нужно одолеть,
Гора Успех – наша цель!
И вот наш переход ?
Гора Масштабная зовет.
Учитель: распечатайте конверты (задания по определению масштаба).
Задание 1. Определите численный и именованный масштабы по линейному (для каждой из команд по 2 примера)
Линейный Численный Именованный
Задание 2.
Команда 1. Определите, на сколько метров протянулся город Снежный вдоль шоссе (по атласу с. 5).
Команда 2. Определите расстояние от плотины через реку Андога до с.Ладогино.
Команда 3. Определите расстояние между о.Глубокое и ж-д станцией.
Подведение результатов конкурса, укрепление флажков на покоренную вершину Масштабная.
Конкурс 3. Вершина Засекреченная.
Учитель: Опять гора, опять секрет,
Так рассекретим, или нет?
Перед нами гора Засекреченная. Чтобы преодолеть эту вершину, мы должны верно сориентироваться с помощью топографического лото.
(Примечание: лото 4х4 см с изображением топографических знаков дети готовят к первому уроку темы: “План и карта”. В тетради расчерчивается поле из 20 аналогичных по размеру квадратов, в которые, согласно топографическому диктанту, раскладываются условные знаки).
Топографический диктант
Ребята отдыхали на озере (квадрат 9 топографического поля). К северо-западу от него протекала река, а к востоку расположились луга и кустарники. По тропе, расположенной к западу от озера, после удачного дня ребята отправились домой. Путь их проходил мимо одиноко стоящего старого разлогого дуба, который рос к западу от тропы. Их путь пролегал через редкий лес, расположенный к юго-западу от озера, который к западу переходил в вырубку. К востоку от редколесья ребята увидели дом лесника Николая Петровича. Пройдя вдоль обрыва, расположенного к юго-западу от дома лесника, ребята вышли на шоссе (к западу от обрыва), по которому дошли до своего поселка (квадрат 17 топографического поля).
Подведение результатов конкурса, укрепление флажков на покоренную вершину Засекреченную.
Конкурс 4. Вершина Эрудит.
Учитель:
А теперь наш путь лежит
Через гору Эрудит.
Капитаны впереди.
Доказать они должны
В поединке благородном,
Что достойны, что мудры.
Вопросы капитанам (поочередно):
1. Три самолета одновременно с одинаковой скоростью вылетели от нулевого меридиана:
а) по экватору;
б) по 30-й параллели;
в) по 60-й параллели.
У какого самолета кругосветное путешествие будет короче? Почему?
2. В каком...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.02 | Просмотров: 1698

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340