Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Технология Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста - Работа с родителями - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с родителями

Технология Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста


Автор(ы): Малахова Елена Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
"Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.
Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:
  • Формирование у детей знаний норм и правил общения;
  • Умение общаться с окружающими;
  • Желание ребенка вступать в контакт;
  • Предупреждает негуманное проявление эмоций.
Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.
Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:
  • Интерактивную,
  • Коммуникативную,
  • Перцептивную стороны речевого взаимодействия.
Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.
Данные, полученные в результате исследования проблемы, проведенного в нашем ДОУ, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном итоге, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста. Как результат, выделение трех групп детей по уровню сформированности у них навыков культуры речевого общения.
Технология
Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого-педагогической литературы, современных образовательных программ, представленных на рынке образовательных услуг, данных констатирующего эксперимента, проводимого на базе МДОУ ЦРР – детский сад № 51 города Озерска Челябинской области.
Обучение детей предполагает:
  • Введение в словарь детей достаточного количества этических формул - слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
  • Объяснение их значения.
  • Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.
Данная технология предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволит каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.
Особенность данной технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Основная цель технологии:
Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи технологии:
  • Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
  • Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
  • Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
  • Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
В основу технологии нами положены следующие принципы:
Учет возрастных особенностей старших дошкольников
У детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;
К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.
Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.
Особое внимание уделяется:
  • Беседам с детьми;
  • Использованию художественного слова;
  • Комплиментам, как одному из видов поощрения;
  • Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
  • Драматизации отдельных произведений.
Принцип сочетания различных форм организации деятельности: регламентированная ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.02 | Просмотров: 2112

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340