Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Учебный проект Решение уравнений методом замены переменной
Автор(ы): Смирнова Елена Викторовна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение Учебный проект “Решение уравнений методом замены переменной” был выполнен как итоговая работа по предмету “Математический практикум” учениками 11 класса с углубленным изучением математики. К моменту объявления темы проекта и постановки задач и целей перед учащимися были полностью изучены следующие темы: - “Рациональные уравнения, их классификация и методы решения”,
- “Тригонометрические уравнения, их классификация и методы решения”;
- “Иррациональные уравнения, их классификация и методы решения ”;
- “Показательные уравнения, их классификация и методы решения”;
- “Логарифмические уравнения, их классификация и методы решения ”.
Тип проекта: информационно-исследовательский, итоговый. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, практико-ориентированная. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках предмета). Характер координации проекта: непосредственный, гибкий. Характер контактов: среди участников одного класса. Количество участников проекта: 32 ученика, разбитых на четыре группы в соответствии с подтемами (мини-проектами): - “Решение рациональных уравнений методом замены переменной”;
- “Решение иррациональных уравнений методом замены переменной”;
- “Решение тригонометрических уравнений методом замены переменной”;
- “Решение показательных и логарифмических уравнений методом замены переменной”.
Продолжительность проекта: 16 дней. Преследуемые дидактические цели: - формирование комплексного видения проблемы и ее решений;
- повторение изученного материала “по вертикали”;
- формирование навыков работы с информацией: поиск информации, ее творческая обработка и применение;
- развитие коммуникативных навыков учащихся: умение работать в группах, выступать с докладами, обосновывать и защищать свою точку зрения;
- развитие творческих способностей и личностных качеств участников проекта;
- поиск новых форм учебного процесса.
Задачи, поставленные перед участниками проекта: - Найти примеры уравнений, которые можно решить указанным методом (в соответствии с подтемой группы).
- Классифицировать отобранные уравнения по признаку используемой замены, выделив стандартные и нестандартные замены.
- Оформить результаты работы над проектом.
- Защитить свой мини-проект, выбрав удобную форму для презентации.
Этапы и сроки проведения проекта (на конкретном примере): - Объявление темы, целей и задач, распределение по группам, планирование деятельности, распределение обязанностей в группах, обсуждение источников информации - 11 декабря.
- Сбор и уточнение информации – 12-15 декабря.
- Обсуждение достигнутых результатов, корректировка планов деятельности – 16 декабря.
- Выполнение исследований, оформление результатов – 16-20 декабря.
- Предварительное представление результатов, их обсуждение в группах – 21-22 декабря.
- Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов – 23 декабря.
- Защита проекта, оценка деятельности, проверочные работы – 25-27 декабря:
- 25 декабря (кружок) – презентация проектов групп
- “Решение показательных и логарифмических уравнений методом замены переменной”;
- “Решение иррациональных уравнений методом замены переменной”.
Устная проверочная работа (Приложение 1). 26 декабря (открытый урок) – презентация проектов групп “Решение рациональных уравнений методом замены переменной”; “Решение тригонометрических уравнений методом замены переменной”. 27 декабря – письменная проверочная работа (Приложение 2). Примечание: консультации с учителем проводились по мере необходимости. План-конспект открытого урока Тема: “Решение уравнений методом замены переменной”. Тип урока: урок защиты проекта, урок применения знаний, умений и навыков. Используемые педагогические технологии: метод проектов, технология проблемного обучения. Цели урока: - формирование знаний и умений учащихся решать уравнения методом замены переменной,
- формирование умений и навыков по оцениванию проекта.
Задачи урока: - обучающие: обучение видению замен переменной и их применению при решении уравнений; работе с информацией;
- развивающие: развитие речи, творческих и личностных качеств учащихся, способностей выделять, наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать различные математические ситуации;
- воспитательные: работа над коммуникативными качествами учащихся, формирование аккуратности, дисциплинированности, ответственного отношения к достижению поставленных целей.
Применяемые методы обучения: - поисковые;
- исследовательские;
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные.
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран Ход урока 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.(2 мин) Уважаемые гости! Уважаемые участники проекта! Мы продолжаем работу по презентации проекта, начатую вчера. Тема проекта – “Решение уравнений методом замены переменной”. Вчера мы заслушали отчеты групп, работавших по темам: “Решение показательных и логарифмических уравнений методом замены переменной” и “Решение иррациональных уравнений методом замены переменной”, положительно оценили их труд. Папки с отчетами находятся перед вами. Продолжаем защиту проекта. Наши главные цели – обобщить знания по теме “Решение уравнений методом замены переменной”, дать оценку проделанной работе, найти общее в работах различных групп, творчески применить освоенные способы деятельности при решении комбинированных уравнений. Напоминаю, что на презентацию каждой группе отводится не более 8 минут, ибо “Первое условие, которое надлежит выполнять в математике,- это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым”. (Л.Карно) 2. Презентация двух групп, оппонирование. 1) Презентация группы, работавшей по теме “Решение рациональных уравнений методом замены переменной”.(8 мин – презентация , 2 мин – оппонирование.) Комментарий: презентация выполнена с помощью компьютера и демонстрируется с помощью мультимедиапроектора на экране. 2) Презентация группы, работавшей по теме “Решение тригонометрических уравнений методом замены переменной” (8 минут – презентация , 2 мин – оппонирование.) Комментарий: основные моменты презентации оформлены на доске заранее. 3. Оценка проекта (внутри группы и внешняя). 4. Подведение итогов защиты проекта. Вопросы учителя: 1) Чему научила нас работа над проектом? Предполагаемые ответы учащихся: - видеть замену переменной как метод решения уравнений;
- работать с информацией;
- анализировать, классифицировать полученную информацию;
- работать в команде, деловому взаимодействию и принятию коллективных решений.
2) Какие общие типы замен прослеживаются в работах групп? Возможные ответы учащихся: - сведен...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.04 | Просмотров: 2539
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|