Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Методика изучения, контроля и систематизации знаний при изучении темы Электрический ток в разных средах
Автор(ы): Кузьмина Людмила Александровна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При изучении темы "Электрический ток в средах" целесообразно использовать составление таблицы, дающей возможность сопоставить механизм прохождения тока в различных средах, выявить различия и общие черты данного явления, применение его на практике (см. табл.1). Составление таблицы возможно на любом этапе изучения темы в зависимости от образовательного уровня учащихся, подготовки учителя и цели, которую ставит перед собой учитель. Рассмотрим работу с таблицей на разных этапах изучения темы. 1. Составление таблицы можно начать на первом уроке. Опираясь на знания, полученные учащимися при изучении темы "Электрический ток" в курсе физики 8 класса, целесообразно напомнить им, что все вещества делятся на проводники и диэлектрики условно по количеству свободных носителей зарядов, напомнить условия протекания тока. Далее с помощью демонстраций учащимся показывается, что электрический ток можно получить в любой среде, подчеркнув, что во всех случаях для прохождения тока через среду в ней нужно создать электрическое поле, но в одних средах ток начинается сразу, т.к. в них есть свободные носители заряда, а в других носители заряда надо создать тем или иным способом. Демонстрации: 1) Свечение лампы - ток в металлах. 2) Несамостоятельный разряд в газах - ток в газах. 3) Прохождение тока через раствор соли - ток в жидкостях. 4) Проводимость полупроводников при нагревании и освещении. 5) Работа вакуумного диода - ток в вакууме. Затем, перед учащимися ставится задача изучить механизм появления, свойства и поведение носителей зарядов в различных средах, и практическое применение тока в этих средах в быту и технике. При этом сразу выстраивается план изучения темы в виде заполнения первой горизонтальной и первой вертикальной строк таблицы. В дальнейшем возможно в хорошо подготовленных классах заполнение таблицы проводить горизонтальными строками. При этом четко просматриваются сходства и различия в проводимости различных сред. Такой подход позволяет развивать мыслительную способность учащихся, способность сравнивать, анализировать, обобщать. 2. В менее подготовленных классах заполнение таблицы можно проводить вертикальными столбцами по мере изучения механизма проводимости различных сред. При этом целесообразно после изучения темы "электрический ток в металлах" вместе с учащимися выделить основные компоненты (пункты) рассказа о данном явлении, поместив их в первую вертикальную колонку таблицы. 3. Возможно заполнение таблицы вместе с учащимися на уроке обобщения темы с использованием доски. При этом отдельные учащиеся заполняют и объясняют каждый свою колонку. ( В слабом классе это может делать сам учитель с помощью учеников). 4. И, наконец, заполнение таблицы можно предоставить учащимся в конце изучения темы как самостоятельную, контрольную или домашнюю работ . Таблица №1. Среда | Металлы | Полупроводники | Жидкости | Вакуум | Газы | Носители заряда | Электроны | Электроны и дырки | Ионы | Электроны | Ионы и электроны | Образование носителей заряда | При образовании кристалла валентные электроны теряют связь с ядром атома и становятся свободными. | При разрыве ковалентных связей между атомами в результате нагревания кристалла или под действием света образуются свободные электроны и дырки - вакантные места в связях. | При взаимодействии молекул жидкости с молекулами растворителя или при взаимодействии друг с другом в результате нагревания молекулы распадаются на ионы. | При нагревании металла с его поверхности вылетают самые быстрые электроны - термоэлектронная эмиссия. | Под действием ионизатора или в результате тепловых столкновений молекулы газов теряют один или два электрона, становясь положительными ионами. Электрон остается свободным или присоединяется к нейтральному атому образуя отрицательный ион. | Способ создания электрического поля. | Присоединение к проводнику источника тока. | Присоединение полупроводникового элемента к источнику тока | Введение в раствор электролитов электродов | Введение в вакуумное пространство электродов. | Введение в газовое пространство электродов. | Движение заряженных частиц в средах | Электроны двигаются к положительному электроду. | Электроны двигаются к положительному полюсу источника тока, дырки - к отрицательному |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.05 | Просмотров: 2709
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|