Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Использование метода детско–взрослых проектов в детском саду
Автор(ы): Филиппова Светлана Владимировна, заведующая
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Уважаемые коллеги! Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей действительности, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от тех, кто находится рядом с ребёнком в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка и формирования предпосылок для становления гражданской позиции. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребёнка решающее значение имеет не количество знаний, а характер их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. У старших дошкольников, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет проектная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение практического опыта преобразования окружающей действительности самостоятельно или при тактичной помощи взрослых. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно становится для них личностно значимым, например, переводится в практическую плоскость или игру. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано использование метода детско-взрослого проектирования в нашем дошкольном учреждении. Толчком к внедрению этого метода стали социо-игровые технологии при планировании воспитательно-образовательного процесса. Выстраивая систему интегрированных занятий по определённой теме, воспитатели отталкивались от познавательных потребностей детей, предоставляя детям возможность как можно глубже погрузиться в изучаемую тему, “прожить” в ней от нескольких дней до нескольких недель. Дети, активно осваивая тему, стали сами выдвигать практические решения тех или иных проблем, возникающих в процессе деятельности. Наши воспитатели выделили группу ключевых вопросов, которая помогает запустить работу над проектом. На первом занятии по новой теме воспитатели обсуждают вместе с детьми: что мы об этом знаем, что об этом хотим узнать, где и как можно найти информацию, что мы можем сделать с полученной информацией. Так, в старшей группе родился проект “Диво дивное, но вредное”. В ходе реализации проекта дошкольники с помощью взрослых и в ходе самостоятельных наблюдений собрали информацию о сосульках. В процессе сбора информации дети узнали об агрегатных состояниях воды, о причинах появления сосулек, о вреде сосулек и т.п. и пришли к выводу, что сосульки – это чудо природы, но лизать их вредно для здоровья. А результатом реализации проекта стало изготовление плакатов о вреде сосулек для малышей и занятия, которое провели воспитанники старшей группы с детьми 2 младшей и средней групп. Таким образом, в процессе работы над этим проектом, дошкольники не только активно добывали знания, умения и навыки для себя, но и ещё смогли донести приобретённый опыт до малышей. А воспитатели при этом отметили снижение количества охотников лизать сосульки! А у детей подготовительной к школе группы в ходе занятия по теме “Поведение в общественном транспорте” родилось предложение научить взрослых правилам поведения в автобусах. Идея детей легла в основу детско-взрослого проекта “Вежливый пассажир”, с которым проектная команда нашего детского сада принимала участие в районном фестивале детско-взрослых проектов “Я могу изменить мир” и в муниципальном гранте. Хочу подробнее остановится на этом проекте. Руководители проекта: Щеглова Вероника Васильевна, старший воспитатель, Смоликова Ольга Михайловна, Ревякина Галина Егоровна, воспитатели Авторский коллектив: Давыденко Кристина, Авдеева Алина, Вашкевич Таня, воспитанники подготовительной к школе группы, Филиппова Светлана Владимировна, заведующая МДОУ № 23. Паспорт проекта Цель: Разработка агитационных аудиоматериалов, плакатов, изготовленных силами дошкольников и внедрение их в работу автобусного маршрута № 85 для изменения сознания пассажиров городского транспорта. Задачи: cоздать в педагогическом сообществе (дети, педагоги, родители) атмосферу значимости проблем поведения в пассажирском транспорте; привлечь внимания городской общественности к решению задач социального воспитания; выпустить аудиокассеты с агитационным материалом “Советы дошколят”; изготовить плакаты; заключить договор с владельцем автобусного маршрута № 85 об использовании агитационного материала на маршруте. Сроки реализации проекта: 20 марта – 5 мая. Целевая группа: пассажиры автобусного маршрута № 85. Место реализации проекта: автобусы маршрута № 85. Организации-партнёры: управление образования администрации Ленинского района; департамент транспорта; комбинат “Сибирский”. Содержание проекта Воспитанников МДОУ № 23 волнуют проблемы поведения пассажиров в городском транспорте: молодые люди не уступают место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми на руках. Часто можно услышать в автобусе брань, грубые слова. Некоторые пассажиры оставляют мусор в автобусе. Анализ ситуации показал, что 70% респондентов недовольны сложившейся ситуацией на общественном транспорте, из них только 10% пытались изменить ситуацию к лучшему; 80% респондентов никогда не задумывались, каким образом можно повлиять на повышение уровня культуры поведения пассажиров. Современные проблемы взаимоотношений людей в пассажирском транспорте могут быть решены при условии формирования социального мировоззрения у пассажиров, повышения их коммуникативной грамотности и культуры, понимании необходимости уважения друг друга. Первым звеном этой системы является дошкольное образование и поэтому дети, педагоги и родители МДОУ № 23 разработали проект, направленный на решение данной проблемы. Для успешной реализации проекта “Вежливый пассажир” необходимо разработать систему агитационных мероприятий, которая будет внедрена на автобусы 85 маршрута. В силах команды МДОУ № 23 (дошкольники, родители и педагоги) повлиять на улучшение ситуации в рамках одного автобусного маршрута (№ 85). При положительных результатах реализации проекта, можно распространить полученный опыт на другие маршруты городского транспорта. Описание проекта: Использование агитационных материалов “Советы дошколят” в маршрутных автобусах в течение четырёх недель будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы на протяжении следования маршрута, создаст предпосылки для повышения культуры общения пассажиров. Изменение сознания пассажиров будет осуществляться с помощью размещения плакатов и прокручивания агитационной аудиокассеты в автобусе маршрута № 85 в дневное время 1 раз в три часа. Материал на кассете будет подаваться по следующей схеме: - Приветствие дошкольников; 1,5 мин.
- Песня “Матрёшечки” в исполнении Давыденко Кристины; 5 мин.
- “Вредные советы” от старухи Шапокляк (5 советов) в исполнении Пнёвой Наташи; 3 мин.
- Правила поведения от дошколят в исполнении Мурзина Валентина; 3 мин.
- Стихотворение А.Барто “В автобусе”, в исполнении Харламовой Кати; 5 мин.
- “Вредные советы” от старухи Шапокляк (5 советов) в исполнении Мурзина Валентина; 3 мин.
- Правила поведения от дошколят в исполнении Пнёвой Наташи; 3 мин.
- Песня “Мы едем, едем, едем в далёкие края” в исполнении детей старшей и подготовительной групп; 5 мин.
- Пожелание дошкольников для пассажиров и водителей; 1,5 мин.
- Всего – 30 мин.
Проект делится на 3 этапа. 1 этап. Подготовительный (20.03. – 31.03.) - Интервьюирование пассажиров, анализ ситуации;
- Изготовление плакатов;
- Подбор и разучивание с детьми агитационных стихотворений;
- Запись аудиоматериалов;
- Переговоры с организациями-партнёрами;
- Заключение договора с владельцем автобусного маршрута № 85.
2 этап. Рабочий (01.04. – 30.04.) - Запуск агитационных материалов на маршрут № 85;
- Интервьюирование пассажиров, анализ ситуации.
3 этап. Заключительный (01.05. – 05.05.) - Подведение итогов;
- Публикация опыта в газетах “Дошкольник”, “Городские новости”, “Дошкольное образование”.
В реализации каждого этапа принимают участие воспитанники старшей и подготовительной к школе групп, их родители, воспитатели и администрация МДОУ № 23. План реализации проекта № n/n | мероприятия | Сроки выполнения | Результат | Ответственный | 1 | Изготовление агитационных плакатов | 20.03-27.03 | Набор агитационных плакатов | Смоликова О.М. | 2 | Подбор и разучивание агитационных материалов (стихотворения) | 20.03- 27.03 | Готовые тексты | Ревякина Г.Е. | 3 | Запись аудиоматериалов | 28.03 – 30.03 | Готовые аудио- кассеты в количестве 10 штук. | Щеглова В.В. Риттер О.В. | 4 | Переговоры с организациями-партнёрами | 24.03- 29.03 | Заключение договора о сотрудничестве с владельцем автобусного маршрута № 85 | Филиппова С.В. | 6 | Запуск агитационных материалов на маршрут | 29.03-31.03 | Наличие агитационных плакатов, аудиокассет на 10 автобусах | Щеглова В.В. | 7 | Озвучивание агитационных материалов в салонах автобусов | 01.04-30.04 | Создание доброжелательной атмосферы в салонах | Владелец маршрута № 85 | 8 | Интервьюирование пассажиров, водителей автобусного маршрута № 85 | 28.03-30.04 | Пакет диагностических материалов | Смоликова О.М.Ревякина Г.Е. | 9 | Круглый стол с участниками проекта по итогам реализации проекта | 4.05.05 | Материалы для публикации | Щеглова В.В. | 10 | Обработка материалов круглого стола, подготовка статьи для публикации в СМИ | 4.05-5.05 | Публикация в газетах “Дошкольник”,“Городские новости”, “Дошкольное образование” |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.01.06 | Просмотров: 2163
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|