Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Темперамент и профессия (с использованием информационных технологий) - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Темперамент и профессия (с использованием информационных технологий)


Автор(ы): Ягодкина Ирина Петровна, педагог-психолог, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: «Темперамент и профессия» (с использованием информационных технологий для 8–9 классов).
Цели:
  • формирование теоретических представлений о темпераменте,
  • изучение собственного темперамента.
Задачи:
  • добиться понимания термина «темперамент»,
  • научить выделять основные типы темперамента и учитывать свой тип темперамента при выборе профессионального пути.
Материалы и оборудование для урока:
  • Рабочее место за компьютером.
  • Мультимедийное приложение (Приложение 1) (Занимательная психология: Все тесты для детей и родителей. Версия 2.0. Производство – «МЦФ»).
Ресурсы:
  • Тест-опросник Г. Айзенка.
  • Приложение 2: «Четыре основных типа темперамента».
  • Классификация профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.
  • Упражнение «Определи темперамент».
  • Упражнение «Ассоциации».
I. Вступительная беседа
Демонстрация слайда 1 (Приложение 1). Тема: Темперамент и профессия, для ознакомления учащихся с целями и задачами урока.
II. История развития учения о темпераментах
Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. И называется она красивым и звучным словом – темперамент. Познакомившись с этой темой, вы сможете лучше понять, почему люди заметно отличаются друг от друга по особенностям поведения, впечатлительности, проявляемой энергии.
Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ (в роду которого было 17 поколений врачей) создал свое учение о типах темперамента (темперамент от латинского temperamentum – означает надлежащее соотношение, соразмерность частей), в котором он утверждал, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение.
  • Свойство крови – теплота. Назначение её – согревать организм.
  • Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм.
  • Свойство желтой желчи – сухость. Назначение её – поддерживать сухость в организме, «подсушивать» его.
  • Свойство черной желчи – сырость. Назначение её – поддерживать сырость, влагу в организме.
Если эти жидкости в организме человека смешаны непропорционально, то развиваются различные заболевания.
Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке более двух тысячелетий. Затем оно постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей.
Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э.) разработал первую типологию темпераментов. Он предположил, что между соотношением жидкостей человека с его психологическими свойствами и особенностями поведения есть связь.
Гален выделил четыре основных типа темперамента, которыми психология оперирует и по сей день. Эта типология очень хорошо описана в стихах в «Салернском кодексе здоровья» (XIV в.).
Холерик (от латинского chole – желчь)
Желчь существует – она необузданным свойственна людям,
Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться;
Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
Сангвиник (от латинского sanguis – кровь)
«Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре…
Склонностью он обладает к наукам любым и способен,
Чтоб ни случилось, он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Флегматик (от латинского phlegma – флегма)
Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость,
Лень порождает она и ленивое крови движенье,
Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги…
Меланхолик (от латинского melaschole – чёрная желчь)
Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду.
III. Теории темперамента
По мере углубления медицинских, физиологических и психологических знаний, теория четырех жидкостей становилась наивной. Более поздние теории темперамента старались использовать последние достижения науки. И все же иногда эти теории были просто фантастическими. Алхимики, например, учили, что различия темпераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти различия определяются смешением в теле воздуха и эфира. Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные предположения.
Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме. Так, русский педагог и анатом П.Ф. Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок. Но и эта попытка объяснения темперамента, как и многие другие, тоже оказалась неудовлетворительной.
Общий недостаток старых теорий заключался в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только какую-нибудь одну сторону деятельности организма и не подкрепляли своих исследований опытом.
Воззрения врачей древности нашли своё продолжение в более поздних работах учёных. Немецкий учёный Иммануил Кант считал органической основой темперамента качественные особенности крови. Он же обобщил и систематизировал психологические характеристики четырёх общеизвестных типов.
Были и другие теории темперамента.
Французский врач Клод Сиго связывал темперамент с системами организма. Темпераменты по К. Сиго: дыхательный; пищеварительный; мускульный; мозговой.
Конституциональные теории: темперамент зависит от типа телосложения. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выделил 4 типа телосложения: пикнический тип (от греческого pyknos – толстый, плотный); астенический тип (от греческого astenos – слабый); атлетический тип (от греческого athlon – борьба); диспластический тип (от греческого dis – плохо, plastos – сформированный). Им соответствовали три типа темперамента: шизотимический, циклотимический, иксотимический.
Классификация американского психолога Уильяма Шелдона содержала три типа темперамента. Каждый из них сочетал в себе отдельные черты классических четырёх темпераментов. Висцеротонический (от латинского viscera – внутренности), соматотонический (от греческого soma – тело), церебротонический (от латинского cerebrum – мозг).
Своеобразное решение предложил К. Юнг (1923). Он выявил два главных типа поведения: экстравертированный; интровертированный.
Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать: по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток; по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга, по равновесию между ними.
Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный– холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Так что же такое темперамент? Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни.
Один из самых известных тестов по определению темперамента был разработан английским психологом Гансом Айзенком. И сейчас мы определим свой темперамент, но имейте ввиду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет. При ответах обращайте внимание на такие слова, как «часто», «всегда», «когда-нибудь», «никогда».
IV. Самостоятельная работа учащихся с тестом
Перейдя к слайду 2 (Приложение 1). Определяем темперамент и записываем в тетрадях предложенный вид оформления результатов.
V. Графическое изображение результатов
По результатам, полученным при выполнении теста, учащиеся находят значения параметров индивидуальности человека, выделенных Г. Айзенком: экстраверсию – интроверсию и эмоциональную устойчивость – неустойчивость.
Интерпретация показателей по шкалам «интроверсия – экстраверсия» (замкнутость, пассивность – общительность, активность), «эмоциональная стабильность – нестабильность» (уравновешенность – неуравновешенность) представлена на слайде 3 (Приложение 1). Интерпретация результатов. Используя выделенный текст желтого цвета (гиперссылка) в слайде, учащиеся знакомятся с расшифровкой результатов теста.
Нахождение «Точки темперамента». Для работы используем слайд 4 (Приложение 1). Круг Айзенка. Используя числовые значения, полученным при выполнении теста, учащиеся строят «точку темперамента». Вернувшись к слайду 4. Круг Айзенка, учащиеся определяют свой тип темперамента, исходя из того, где находится «точка темперамента» и нажав на слайде 4 на свой тип темперамента, с помощью гиперссылки, перейдут к описанию своего типа темперамента. Далее учащиеся знакомятся с определением своего типа темперамента, с помощью демонстрации слайдов 5 – 8 (Приложение 1 или Приложение 2: «Четыре основных типа темперамента»).
Для перехода к следующему слайду необходимо нажать на фигурку медведя. Для учащихся с меланхолическим типом темперамента – просто щелкнуть мышкой.
Демонстрация слайда 9 (Приложение 1).
1. Посмотрите, как бурно переживает болельщик победу своей хоккейной команды. «Наверное, он холерик» – думаем мы.
2. Но вот он демонстрирует свою общительность. «Это настоящий сангвиник», — хочется сказать нам
3. Когда тот же мальчик спокойно, не торопясь готовит уроки, нам кажется, что он флегматик.
4. А когда в классе, не ответив на вопрос учителя, мальчик идёт за парту с унылым видом, его легко принять за меланхолика.
Чистыми холериками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного; определить точно «кто есть кто?» может только специалист после тщательного обследования. Во-вторых, если «все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны», как справедливо заметил Проперций, на что же тогда человеку сила воли? С ее помощью люди неоднократно совершали, казалось бы, невозможное. «Всякий человек есть творец своей судьбы» – эти слова Саллюстия не вредно запомнить.
Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание устойчивых, существенных особенностей личности (доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость — все это черты характера). Характер «замешивается» на темпераменте.
Нет хороших или плохих темпераментов, хороших или плохих свойств и типов нервной системы, все варианты темперамента — норма. Это природные свойства и их необходимо знать и понимать в своем поведении, поведении окружающих и, конечно же, учитывать в таком важном деле, как выбор профессии. Положительные (как и отрицательные) качества могут появиться при всяком темпераменте. Все зависит от того, в какие условия поставлена личность, как она воспитывается.
Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.
Учащимся демонстрируется слайд 10 (Приложение 1). Психотехнические игры для развития личности. С помощью этого слайда учащиеся смогут ознакомиться с упражнениями, рекомендуемыми для их типа темперамента. Для этого надо выбрать курсором свой тип и перейти к упражнениям (с помощью гиперссылки)
VII. Темперамент и профессия
Природные особенности необходимо учитывать при выборе профессии, их игнорирование может привести к потере интереса в работе, к перегрузкам. Учитывая это, психолог К.М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.
Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-й группе — группе профессий с абсолютной профпригодностью (профессии 1-го типа). Попросить учащихся привести примеры профессий 1-го типа. Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко 2-й группе профессий, требующей относительной профпригодности (профессии 2-го типа). Попросить учащихся привести примеры профессий 1-го типа. Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом ну...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.07 | Просмотров: 2589

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340