Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитание чтением: как это происходит - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Воспитание чтением: как это происходит


Автор(ы): Войтеховская Лилия Юрьевна, Зам. директора по УВР,учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Книга, как птица,
Может весь мир облететь,
Книга – царица:
Может сердцам повелеть.
Книга – богиня:
Чудо свершает порой,
Книга – рабыня:
Часто проходит сквозь строй.

Е. Баратынский.
Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества огромна. Книга – звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Книга – ключ к открытию мира и людей – добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной и могучей направляющей силы как книга.
Мы обозначим проблемы, с которыми сталкивается в работе каждый учитель: нравственно-эстетическое воспитание через чтение, активизация работы с родителями, привлечение средств массовой информации к решению актуальных проблем чтения детей и подростков.
В своей работе мы исходим из тезиса:
Чтение – это творчество и сотворчество. Чтение книг – это особый вид общения, беседы между автором и читателем. А посредником при этой беседе является текст. За текстом всегда стоит автор. Содержание текста – его открытие, его взгляд на мир, его умение выразить этот взгляд словами, его мастерство, делающее эти слова понятными для партнера (читателя), и не просто понятными, а увлекающими. Читатель должен возвыситься до уровня писателя, мыслить его образами, концепциями. Понять его картину мира, его идеи, размышлять, чувствовать, думать….
Все мы знаем, у чтения много функций. На сегодняшний день преобладает чтение ради развлечения. Но мы считаем, что чтение должно прежде всего воспитывать. И это главная задача школы. А воспитание вне набора ценностей существовать не может. Воспитание – это процесс, который предстоит обучению и педагогу важно помочь ребенку узнать себя, свои способности, то есть создать свой образ и образ мира, соотносимый с его собственным образом.
Современному учителю предоставляется возможность выбора программ, учебников и методик. И наряду с традиционными мы используем программу “Школа–2100”. На уроке идет не только обучение, но ученик выступает в соавторстве с учителем и писателем.
Программа ориентирована на этапы становления личности:
  • как становятся взрослыми;
  • я и другие;
  • год после детства;
  • путь к станции “Я”;
  • я и мир;
  • человек толпы и человек в толпе.
На уроках широко используется диалог, анализ текста, творческие задания.
Результаты работы представлены в нашей новой книге “Открытие мира”, где собраны тексты, созданные учащимися.
Мы стараемся, чтобы подросток, исследуя и осмысливая текст, создавал свои собственные: о семье, школе, городе.
Например, “Северский Храм” Ливахова Н., “Есть такая профессия – защищать Отечество” Маткова К., Панарина Л., “История моей семьи” Гаськов В., Журавлев С., Шернин Ж., “ Чума 20 века – СПИД” Устименко И., “Н.Клюев – поэт серебряного века” Наумов Ф.
Педагоги изучают традиционные методики и творчески подходят к работе с учащимися. Наш опыт показывает, что школьникам очень нравится писать и обсуждать написанное, участвовать в опросах общественного мнения, дети любят, когда их мнение кому-то интересно. Нам это позволяет не только получать ценную информацию из первоисточника, но и подвигнуть школьников к тому, чтобы они осознали свои предпочтения, т.е. повысить их познавательную активность. В своей практике педагоги нашей школы используют технологии, методы и приемы достижения успеха.
Основными являются
  • развивающая технология, в основе которой лежит проблемно-диалогический метод;
  • игровая;
  • музейная педагогика;
  • диалог культур и диалог в культуре;
  • интегрированная.
Методические приемы: “эмоциональный всплеск”, “обмен ролями”, “нарочная ошибка”, “исповедь”, “авансирование результата”, “использование шанса”, “мозговой штурм”, “перевоплощение в другого”, “театральное дефиле”, “письма герою, автору произведения”, “инсценировка классики”, “арт-терапия” и т.д. – с успехом применяются на занятиях кружков, факультативов, элективов, спецкурсов.
Творчески с текстом работают все педагоги.
Мокрушина И.Г. вступает в диалог с литературными героями, учит вставать в позицию другого, высказываться от лица литературных героев, т.о. организует проникновение в психологию.
Простые истины
Стихотворение Ольги Зверевой от лица Г. А.Печорина
Пытаться мир понять так сложно,
Когда в иллюзиях живешь –
Летишь себе неосторожно,
За правду принимая ложь.
Пытаться мир понять так глупо
Под светом праведных надежд;
Их свет недолог. Он не скроет
Суждений алчущих невеж.
Пытаться мир понять возможно,
Но тот, кто знает мира суть
И сможет знаньями блеснуть,
Всегда останется не понят…
Надрина Л.Е. глубоко анализирует текст, подбирая проблемные и актуальные статьи из журналов и газет.
Артамонова В.К. обучает выразительному чтению наизусть, использует драматизацию, ее ребята постоянно выступают на конкурсах чтецов.
Чтение – это не только литературное чтение. Это и научное, и публицистическое, и чтение общественного характера, и чтение на электронных носителях.
Заслуживает внимания опыт учителей химии, физики, математики, информатики. Они вместе с учащимися ведут проектно-исследовательскую деятельность по темам:
  • “Химия и здоровье” Шабанова И.А.
  • “Физика и человек” Филатова И.А.
  • “Влияние компьютера на человека” Карпова Т.А.
  • “Финансовые пирамиды” Сергиенко С.А.
  • Литература говорит языком изобразительного искусства” Рехлова Т.Т.
Весь этот опыт представлен в книгах “ Школа успеха”, “ Стимулирование успеха учащихся”, “Стратегия достижения успеха школьниками”, “Открытие мира”.
В нашей школе идут занятия “Школы молодого журналиста” и выпускается школьная газета.
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к национальным традициям; стремление служить государственным интересам.
Как это созвучно и важно сейчас, в наши дни! И сейчас важна консолидация общества, его готовность способствовать объединению своих усилий во имя процветания Родины.
Этому способствует экскурсионная, просветительная исследовательская и краеведческая работа актива литературного музея имени В.М.Шукшина.
Воспитывать интерес к культуре и истории родного края, города, школы; гордость и уважение к учителям, выпускникам школы № 80, творческим людям г. Северска.
Внушать мысль, что школьники – это часть культурной и исторической жизни города.
Работа в активе школьного музея дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской, проектной и творческой работе.
Занятия по музееведению способствует осуществлению одной из важных задач образования – введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь и судьба.
Музейная педагогика – одно из наиболее значимых направлений, которое включается в педагогическую деятельность. Она позволяет проявить у школьников такие умения и навыки, как: видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст; выявлять предметы музейного значения в окружающем мире; эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования дает представление о вкладе различных цивилизаций в мировую культуру.
В практике организации музейной работы мною подмечено, что учащимся интересно и полезно узнавать о прошлом своей семьи, школы, города, страны. Воспитывается любовь к малой Родине, гордость за нее, интерес к прошлому и настоящему, уважение к труду своих предшественников. Ребята учатся ценить уважение, понимание, милосердие, сотрудничество, трудолюбие, миротворчество.
Тема научной к...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1483

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340