Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Использование элементов творческого проектирования в процессе трудового обучения на уроках технологии
Автор(ы): Соболев Алексей Владимирович, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Условия возникновения, становление опыта. Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуют как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу [2]. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности. В современном обществе мужчина должен не только уметь выполнять несложные ремонтные работы по дому, изготавливать простые предметы, но и всегда быть в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку. Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, сформировать развитую, творческую, инициативную и предприимчивую личность - моя задача. Обозначенная задача заставила меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для предприимчивости и развития творчества учащихся, позволили бы научить школьников решению выявленных и осознанных ими реально существующих технологических задач окружающего мира. 2. Актуальность и перспективность опыта. Я моделировал свои уроки, применяя групповую, звеньевую, парную работу, игровое, проблемное обучение, организовывал работу по опорным схемам, но не получал удовлетворение от уроков. Передо мной каждый раз возникали вопросы: Как обеспечить условия для учащихся, которые позволяли бы: - мыслить системно и комплексно;
- самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
- сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы, общества и самого человека;
- развивать способности рассуждать о реальном технологическом мире через представления, суждения и понятия; разумно создавать, использовать и управлять;
- непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности?
Изучение литературы передового педагогического опыта , позволило мне апробировать в своей практике элементы одной из технологий, методов, которые бы способствовали сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовали творческому развитию личности. Это – метод творческого проектирования, теоретической основой которого являются концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма – Джана Дьюи, осуществлявшего свои исследования в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете [2]. Изучив этот метод, его мотивацию, я сформулировал свою ведущую педагогическую идею (гипотезу): Внедрение учителем технологии в практическую деятельность метода творческого проектирования обеспечит: - повышение качества образования;
- повышение уровня этического, эстетического и эмоционального развития сферы личности;
- повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к учебному предмету технологии;
- успешную самореализацию, профессиональное самоопределение;
- адаптацию к современным социально-экономическим условиям жизни;
- повышение уровня развития творческих способностей, умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу.
3. Теоретическая интерпретация опыта В основе метода проекта (от греческого «путь исследования») лежит система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, которая ориентируется на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.[1] Условия метода проекта – это не только сообщение новой информации и обучение приемам самостоятельной работы, но и осознание проблемной области, выявление конкретной задачи и ее формулировки, выбор оптимального варианта, выбор инструмента, оборудования, экономическое и экологическое обоснование, контроль качества, коррекция, испытание, реклама своей разработки, оформление, самооценка и защита проекта. 4. Сущность опыта. Метод проекта позволяет учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а учащимся самостоятельно разработать и изготовить изделие ( услугу) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, с учетом своих возможностей, способностей и интересов. 5. Новизна опыта. Ученики используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации, а учитель выступает как организатор и руководитель процесса. 6. Продуктивность опыта. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет своим разумом и своими руками изготовить вещь (оказать услугу), с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики. Учащиеся учатся создавать проектно-технологическую документацию через учебно-игровую, учебно-эксперементальную и учебно-производственную деятельности. А трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, делая их бережливее, гуманнее, добрее. 7. Трудоемкость опыта Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими: - разработка модели совместной творческой деятельности учителя и учащихся;
- разработка контроля знаний, умений и навыков (оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе);
- обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
- научить последовательным этапам творческого проектирования;
- разработка основных требований, предъявляемых к проектированию изделия.
8. Технология опыта. При использовании метода творческого проектирования можно представить в виде модели совместной творческой деятельности учителя и учащихся, которая состоит из организационно-подготовительного, технологического и заключительного этапов [3]: Первый, организационно-подготовительный, включает в себя: - поиск проблемы
- выбор и обоснование проекта
- анализ предстоящей деятельности
- разработку различных вариантов выполнения проекта
- выбор оптимального варианта
- подбор материала
- разработку технологического процесса и конструкторско-технологической документации
- организации рабочего места
Технологический этап состоит из: - выполнения технологических операций
- самоконтроля своей деятельности
- корректирования технологического процесса
- соблюдения технологической, трудовой дисциплины, культуры труда
Заключительный этап содержит: - контроль и испытания изделия (услуги)
- корректировку документации
- экономико-экологическое обоснование
- мини-маркетинговые исследования
- подведение итогов
- защиту проекта.
При обучении использую следующие формы занятий: - Традиционные занятия, с варьированным характером работы индивидуума (самостоятельная или фронтальная под руководством учителя)
- Приобщение школьников к разным аспектам деятельности, связанной с технологической деятельностью. В этом случае школьник сможет быть педагогом-руководителем творческих мероприятий в младших классах, старшим мастером, архитектором творческих проектов (например, участвуя в конкурсе проектов «Город моей мечты»). Под ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.07 | Просмотров: 1722
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|