Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Управленческое планирование в дошкольном учреждении
Автор(ы): Сергина Оксана Геннадьевна, старший воспитатель; Хуснутдинова Ольга Викторовна, заведующий
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. Успешность развития дошкольного учреждения, его социальный статус зависит от: - профессиональных умений руководителя,
- способностей оперативно принимать решения,
- способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.
Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением напрямую зависит от: - умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
- правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
- умения создавать собственные управленческие концепции развития.
Критерии профессионального мастерства руководителя при планировании это: - способность проанализировать ситуацию;
- умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
- умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать: – тенденции социальных преобразований в обществе, – запросы родителей, – интересы детей – профессиональные возможности педагогов. Проблемы реализации планирования: - недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
- трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
- необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.
Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ. Система планирования в ДОУ. Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.). Как показывает практика, наиболее часто встречающимися недостатками планирования являются: - неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
- нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
- отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
- заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
- непродуманность и неразработанность структуры планов.
Поэтому процесс планирования должен создать плановую систему, в которой хорошо видны: 1) основное содержание плана; 2) его временной разрез; 3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц. Основные цели проектирования системы планирования : - привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
- обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
- определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
- распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ в процессе планирования;
- выработка оптимального набора форм планирования.
Данная система состоит из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного. Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации. Стратегическое планирование | Основные стратегические направления на 5-10 лет | Программа развития ДОУ | Концепция развития ДОУ | Образовательная программа | Модель выпускника | Тактическое планирование | Годовой план | Учебный план | Сетка занятий | Перспективные планы воспитателей | Индивид карты развития ребенка | Оперативное планирование | Календарные планы образ. работы | Планы специалистов | Перспективные планы воспитателей | Тематические планы | Диагностические карты развития | Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения и использования ресурсов для достижения этих целей. Основными чертами стратегического планирования являются: - включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
- создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
- долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
- нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
- заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.
Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена. Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования. В процесс разработки детальных краткосрочных решений входит: - определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
- определение исполнителей (кто?);
- обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).
Третий уровень, оперативное планирование – представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий. Таким образом, планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется наиболее комплексным и системным. Стратегическое планирование – единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает: - создание долгосрочного плана:
- дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
- способствует снижению риска при принятии решений;
- помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.
Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов. Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов. Практическая реализация данного метода предполагает: - определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
- создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
- установление чёткой взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
- выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
- чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.
Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ. Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года. Годовой план включает следующие разделы: - анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
- планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
- обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
- обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
- создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
- укрепление материально-технической и финансовой базы.
При составлении годового плана учитываются: - все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
- кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.
Технология реализации плана: - составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
- поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.
Оптимальная структура и содержание годового плана. - Первая часть плана представляет собой:
- анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
- задачи на новый учебный год.
Оформление анализа годового плана 1-й подраздел включает: - анализ состояния здоровья воспитанников;
- анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
- анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
- общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
- резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2-й подраздел включает: - анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
- анализ уровня познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетическ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.08 | Просмотров: 5468
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|