Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Управленческое планирование в дошкольном учреждении - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Управленческое планирование в дошкольном учреждении


Автор(ы): Сергина Оксана Геннадьевна, старший воспитатель; Хуснутдинова Ольга Викторовна, заведующий


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.
Успешность развития дошкольного учреждения, его социальный статус зависит от:
  • профессиональных умений руководителя,
  • способностей оперативно принимать решения,
  • способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.
Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением напрямую зависит от:
  • умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
  • правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
  • умения создавать собственные управленческие концепции развития.
Критерии профессионального мастерства руководителя при планировании это:
  • способность проанализировать ситуацию;
  • умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
  • умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:
– тенденции социальных преобразований в обществе,
– запросы родителей,
– интересы детей
– профессиональные возможности педагогов.
Проблемы реализации планирования:
  • недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
  • трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
  • необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.
Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.
Система планирования в ДОУ.
Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.).
Как показывает практика, наиболее часто встречающимися недостатками планирования являются:
  • неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
  • нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
  • отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
  • заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
  • непродуманность и неразработанность структуры планов.
Поэтому процесс планирования должен создать плановую систему, в которой хорошо видны:
1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.
Основные цели проектирования системы планирования :
  • привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
  • обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
  • определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
  • распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ в процессе планирования;
  • выработка оптимального набора форм планирования.
Данная система состоит из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.
Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.
Стратегическое планирование Основные стратегические направления на 5-10 лет Программа развития ДОУ Концепция развития ДОУ Образовательная программа Модель выпускника
Тактическое планирование Годовой план Учебный план Сетка занятий Перспективные планы воспитателей Индивид карты развития ребенка
Оперативное планирование Календарные планы образ. работы Планы специалистов Перспективные планы воспитателей Тематические планы Диагностические карты развития
Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения и использования ресурсов для достижения этих целей.
Основными чертами стратегического планирования являются:
  • включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
  • создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
  • долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
  • нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
  • заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.
Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена.
Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования.
В процесс разработки детальных краткосрочных решений входит:
  • определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
  • определение исполнителей (кто?);
  • обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).
Третий уровень, оперативное планирование – представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий.
Таким образом, планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется наиболее комплексным и системным.
Стратегическое планирование – единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает:
  • создание долгосрочного плана:
  • дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
  • способствует снижению риска при принятии решений;
  • помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.
Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.
Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.
Практическая реализация данного метода предполагает:
  • определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
  • создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
  • установление чёткой взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
  • выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
  • чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.
Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ.
Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года.
Годовой план включает следующие разделы:
  • анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
  • планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
    • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
    • обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
    • создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
    • научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
    • взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
    • укрепление материально-технической и финансовой базы.
При составлении годового плана учитываются:
  • все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
  • кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.
Технология реализации плана:
  • составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
  • поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.
Оптимальная структура и содержание годового плана.
  • Первая часть плана представляет собой:
  • анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
  • задачи на новый учебный год.
Оформление анализа годового плана
1-й подраздел включает:
  • анализ состояния здоровья воспитанников;
  • анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
  • анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
  • общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
  • резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2-й подраздел включает:
  • анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
  • анализ уровня познавательного развития детей, социально­-нравственного, художественно-эстетическ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.08 | Просмотров: 5468

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340