Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Нетрадиционные формы уроков и их роль в формировании личности учащихся
Автор(ы): Сурина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Нетрадиционные формы уроков - понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача их - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции В нашей школе традиционно проводится литературная гостиная - нетрадиционная форма зачета. Проводится она во всех параллелях один - два раза в год и ориентирована не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика, поэтому и тема выбирается в зависимости от особенностей класса (познавательных способностей, индивидуальных качеств). Каждому ученику в этом зачете предоставляется право выбора формы самореализации: он может стать режиссером или сорежиссером, руководителем группы, сценаристом, художником, декоратором, фотографом, журналистом, редактором, но при этом ему необходимо выполнить определенное задание по изученной теме. В нашей школе очень результативно и интересно проходили литературные гостиные по творчеству М.И. Цветаевой, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.С. Гумилева, В.М. Шукшина. Ниже прилагается сценарий одной из них. Оформление: - портрет М.А. Некрасова;
- строчки из стихотворения “Элегия”: “Я лиру посвятил народу своему...”;
- репродукция картины И. Репина “Бурлаки на Волге”.
Музыкальное оформление: - аудиозапись народной песни “Тройка”.
- костюмы для героев из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, из поэмы “Русские женщины”.
Ход литературной гостиной 1 ведущий Нет! в юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет; Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет, Проклятьем на меня легло неотразимым – Всему начало здесь, в краю моем родимом! 2 ведущий С такой болью и горечью говорит о детских годах, проведенных под родительской кровлей, Николай Алексеевич Некрасов. Отец поэта, типичный помещик-крепостник, человек малообразованный и грубый, отличался деспотическим характером. В семье царила атмосфера страха. 1 ведущий Некрасову посчастливилось вырасти на берегу великой русской реки, среди живописных полей, лугов, лесов. “О Волга!... колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?” - воскликнет Некрасов. 2 ведущий Но и эта любовь подверглась тяжелому испытанию. Через много лет, в поэме “На Волге”, Некрасов расскажет о своей встрече с бурлаками, о том, как детское сердце ранила бурлацкая песня, запоминающая протяжный похоронный стон. Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца! 1 ведущий Какая известная картина напоминает нам поэму Некрасова “На Волге?” (Картина И. Репина “Бурлаки на Волге”) Учился Некрасов в Ярославской гимназии, которую не окончил. В 1838 году Некрасов отправился в Петербург. Два желания принес юный провинциал в столицу: поступить в университет и ; стать поэтом. Он тогда уже писал стихи. Отец пророчил сыну военную карьеру, настаивал на поступление в Дворянский полк. Ослушание привело к разрыву: отец отказал в материальной помощи. Семнадцатилетний юноша оказался в незнакомом городе один, без средств, без родственников, без друзей. Трудно преувеличить бедствия, какие испытал поэт в первые годы самостоятельной жизни. Сам он, вспоминая, рассказывал: “Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. 2 ведущий Первым руководителем и наставником поэта была его мать. Елена Андреевна представляла полную противоположность мужу по воспитанию, по характеру, по отношению к крепостным. С благодарным чувством Некрасов вспоминал те долгие зимние вечера, когда мать читала детям книги, музицировала, рассказывала, приоткрывая перед ними далекий, неведомый и прекрасный мир героических поступков, возвышенных страстей. В каких произведениях Некрасов с благоговением рисует образ матери как идеал нравственной высоты? (В стихотворениях “Мать”, “Родина”, “Рыцарь на час”) 1 ведущий В 1840 году вышла первая книжка стихов Некрасова. Как называл Некрасов свой первый сборник стихов? (“Мечты и звуки”) 2 ведущий Это были незрелые стихи. К изданию этой книги начинающего поэта подталкивала нужда, надежда на заработок, хотя чутье уже тогда подсказывало ему несовершенство его юной музы. 1 ведущий Кто был суровым критиком первых произведений Некрасова и его идейным учителем? (В.Г. Белинский) 2 ведущий В это время состоялось знакомство Некрасова с Белинским, которое вскоре переросло в дружбу и определило весь дальнейший путь поэта. “Моя встреча с Белинским, - говорил Некрасов, - была для меня спасением...” С именем Белинского связано развитие “натуральной школы” в русской литературе. Крупным вкладом в “натуральную школу” было художественное творчество Некрасова. В 1845 году появилось стихотворение, о котором Белинский, прочитав его, сказал: “Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный”. ...Видит бог, не томил Я ее безустанной работой... Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот так, с охотой... А, слышь, бить - так почти не бивал, Разве только под пьяную руку... О каком стихотворении идет речь? (стихотворение “В дороге”) 1 ведущий Во второй половине 40-х годов Некрасов написал ряд стихотворений, в которых отразил тяжелую жизнь городской и деревенской бедноты. К ним относятся: “Пьяница”, “Вино”, “Извозчик”, “Вор”, “Ванька”, “Проводы”, “Гробок”. В 50-х годах появляются новые стихотворения о крепостной деревне: “В деревне”, “Забытая деревня”, “Несжатая полоса”, “Влас”. Дума о народе, тревога за его судьбу, желание изменить и облегчить его участь - вот что лежит в основе всех этих стихов. Кого изображает в следующих строках Некрасов: “Лицо являло след недавнего недуга стыда, отчаянья, моленья и испуга”? (Бедняка из стихотворения “Вор”) 2 ведущий В 1847 году Некрасов создает одно из наиболее популярных стихотворений. И. С. Тургенев по поводу этого стихотворения сказал: - Его стихотворение меня совершенно с ума свело, денно и нощно твержу я это удивительное произведение. О каком стихотворении идет речь? (“Еду ли ночью по улице темной”) 1 ведущий В 1848 году Белинский умер. Его преждевременная смерть тяжело переживалась Некрасовым. Вслед за этим ударом последовали другие. Царское правительство усилило репрессии против передовых писателей. Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной каторгой, Салтыков-Щедрин сослан в Вятку. За Островским учредили полицейский надзор, Герцен, еще раньше выехавший за границу, вынужден был перейти на положение политического эмигранта. В 1852 году арестовали и выслали в деревню Тургенева. 2 ведущий Героическая личность часто выступает в поэзии в образах конкретных исторических лиц: Чернышевского, Добролюбова, Шевченко. Одно из стихотворений посвятил Некрасов Чернышевскому. Послушайте его: Не говори: “Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!” Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2530
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|