Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Работа с текстом на уроке литературы в 5-м классе. И.Бунин. Стихотворение Листопад (отрывок)
Автор(ы): Анисимова Надежда Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Учить работать со стихотворным текстом;
- Развивать образное и логическое мышление, речевые навыки;
- Воспитывать интерес к предмету, любовь к произведениям русской литературы через красоту слова.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, текст стихотворения “Листопад” (учебники, рабочие тетради), музыка М.Таривердиева, репродукции картин с осенним пейзажем. “Я ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ И, РАЗГАДАВ, ОТДАТЬ…” И.БУНИН. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворениями И.А.Бунина. Что вы можете сказать об этом поэте? О чём его стихи? Как он их писал? Какие факты его биографии вы можете вспомнить? (Ответы учащихся) Вопросы учителя: Ребята, что такое ЛИСТОПАД? Каким бывает листопад? Как падают листья? Какого они цвета? В какое время года это бывает? О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (формулирование целей урока) III. Работа по теме урока. А теперь внимательно послушайте стихотворение Ивана Бунина “Листопад”. (Запись на доске: И. Бунин Листопад) (Чтение стихотворения учителем) (музыка) Понравилось вам это стихотворение? Чем? Можете ли вы выразить настроение стихотворения? О чём это стихотворение? (Ответы учащихся) Сам поэт как-то сказал: “Тяга писать появляется у меня неожиданно, из чувства какого-то волнения, грустного или радостного…, чаще всего оно связано с какой-нибудь развернувшейся передо мной картиной…” Найдите отрывок из стихотворения в ваших учебниках. Какую картину увидел автор? (Запись на доске: Лес. Осень) Что его поразило, взволновало? Это грустное чувство или радостное? (Ответы учащихся) Вам знакомо слово “пейзаж”? Что оно обозначает? (Запись на доске – ПЕЙЗАЖ) Что общего на картинах с осенними пейзажами? (Ответы учащихся: краски, настроение, изображаемое – часто рисуется лес) В литературе есть понятие “пейзажная лирика”. Можно ли стихотворение “Листопад” причислить к пейзажной лирике? Почему? (Ответы учащихся) “Листопад” считается одним из лучших пейзажных стихотворных произведений в русской поэзии. Наверное, это не только потому, что перед нами описание природы, но и потому, что природа очень красива! Найдите доказательства: (называются краски, цвета, запахи природы) В литературе мы говорим о выразительных средствах языка. Какие средства знаете вы? (эпитеты, сравнения) Назовите эпитеты к слову ЛЕС: (запись на доске) (Индивидуальная работа с толковым словарём: определить значения слов-эпитетов) ЛЕС – лиловый – цвета сирени или фиалки, фиолетовый золотой - блестяще-жёлтый, цвет золота багряный (= багровый) – красный густого тёмного оттенка. Назовите сравнения в этом отрывке: (запись на доске): ЛЕС – точно ТЕРЕМ, стоит СТЕНОЙ. ЁЛОЧКИ – как ВЫШКИ. ПРОСВЕТЫ в небо – что ОКОНЦА. Что дают нам эти выразительные средства? (красоту, выразительность) Иногда встречаются довольно необычные слова: например, прилагательное “лиловый” чем привлекло поэта? Ведь таких листьев в природе нет…(ответы учащихся: может, это отсветы, тень падает на деревья) Многие критики писали о “пахучести” поэзии Бунина. Определяет он запахи, как и цвета, по-своему и попадает в цель. Чем пахнет ЛЕС у Бунина? (запись на доске): Пахнет ДУБОМ И СОСНОЙ. Иван Бунин развивал в себе не только ощущение слова, его звучание, аромат, цвет, но и совершенствовал искусство в коротком отрывке гово...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3836
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|