Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование эколого-экономического мышления в школьной среде с использованием идей образования в интересах устойчивого развития - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Формирование эколого-экономического мышления в школьной среде с использованием идей образования в интересах устойчивого развития


Автор(ы): Лисенкова Лариса Сергеевна, учитель биологии; Ридигер Ольга Николаевна, заместитель директора


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В 2000 году 14 марта в Париже международная комиссия по Декларации Земли ЮНЕСКО одобрила “Хартию Земли”. В основных принципах этого жизнеутверждающего документа, призывающего к укреплению “духа человеческой солидарности и родства со всеми живыми, если мы живем с благоговением к чуду бытия, благодарностью к дару жизни и скромностью, соответствующей месту жизни в природе”, среди прочего сказано о том, что нам необходимо:
- управлять использованием ресурсов, таких как вода;
- предотвращать загрязнение любой части окружающей среды;
- экономно и эффективно использовать электроэнергию.
В 2005 году в Вильнюсе состоялось принятие документа “Стратегия Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ООН) для образования в интересах устойчивого развития (ОУР)”, который разработан по инициативе России и Швеции Европейской Экономической Комиссией ООН. Стратегия объединяет 55 стран Европы, Северной Америки и Центральной Азии. Документ является точкой отсчета десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 г.). В Стратегии сказано: “Образование выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии”. Разработчики Стратегии предусмотрели и предполагали “ввести в учебный процесс целый ряд нетрадиционных тем, подходов и методов, а также междисциплинарность обучения для того, чтобы научиться ставить задачи и решать комплексные социальные и экологические проблемы”. В преамбуле к Хартии Земли есть очень важное напоминание о формировании всеобщей ответственности. Как же ее формировать?
У подрастающего поколения с детских лет необходимо формировать любовь к порядку, радивость, хозяйское отношение в первую очередь к воде, электроэнергии и санитарному состоянию школьных помещений.
Методические рекомендации по проведению практической работы.
Курс “Природа. Введение в биологию и экологию”
Авторы учебника Т.С. Суховой и В.И. Строганова.
5 класс.
Тема “Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды”
“Нет лучшего средства возбудить интерес и развить в детях наблюдательность и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей” А. Герд
Практическая деятельность способствует закреплению и совершенствованию знаний, развитию умений и навыков. Люди, как и все живые организмы, оказывают влияние на окружающую среду. Мы редко задумываемся о наших взаимодействиях с условиями среды, о следах своей жизнедеятельности. Предложенная практическая работа в данной теме заставит ребят взглянуть на себя со стороны, оценить “следы” своей жизнедеятельности, будет способствовать формированию правильной адекватной самооценки.
На уроке учитель инструктирует ребят и раздает контрольные листы, заполнение которых ребята осуществляют после окончания всех уроков. Форма работы – групповая. Обобщение итогов работы проводится на следующем уроке.
Практическая работа.
Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния школьных помещений.
Цели:
  1. Провести наблюдение за потерями воды и перерасходом электроэнергии в школе.
  2. Дать рекомендации по экономии воды и электроэнергии.
  3. Осуществить контроль санитарного состояния школьных помещений.
  4. Принять непосредственное участие в устранении нарушений.
Ход работы
1. Класс разбивается на 3 группы по 8-10 человек в каждой. В группе выбирается менеджер – руководитель. Он получает дополнительный балл за организаторскую работу.
А. “Капелька” - группа ребят, которые контролируют утечки воды.
Б. “Солнышко”- группа ребят, контролирующих перерасход электроэнергии.
В. “Чистюли”- группу контролеров санитарного состояния школьных помещений.
Ребята из группы “Капелька” проводят наблюдение за утечками воды из кранов и унитазов в туалетах. Идеальное состояние оценивается в 10 баллов. Заметив нарушение, снижаем баллы в зависимости от его степени.
Отдельные капли – 1-2 б.
Слабая струя – 3-7 б.
Течет под напором – 8-10 б.
Учащиеся из группы “Солнышко” внимательно осматривают классные комнаты, лаборатории и другие помещения школы в светлое время суток (при достаточном дневном освещении), отмечают в Листе Контроля штраф – 10 баллов за непогашенный свет в отдельных помещениях.
Ребята из группы “Чистюли” оценивают санитарное состояние школьных помещений, обращая внимание на состояние комнатных растений, пыль на мебели, состояние парт, наличие бытового мусора. Отличное санитарное состояние оценить по 10 балльной системе. При нарушении баллы минусуются.
2. Разделить школьное здание на участки (желательно по этажам). В каждой группе выбрать ответственных контролеров за этажи, сформировать мини-группы:
Капельки 1 этажа, Капельки 2-го этажа и т.д.
Солнышки 1-го этажа, Солнышки 2-го этажа и т.д.
Чистюли 1 –го этажа, Чистюли 2-го этажа и т.д.
Каждая мини-группа контролирует свой участок школы, данные записываются в тетради учащихся, а затем заносятся в общий Лист Контроля, в котором подводятся итоги практической работы, делаются выводы, даются рекомендации.
Как известно, исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются врожденными исследователями. “Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов (воспринимающих чувствительных образований, входящих в сенсорные органы) и эффекторов – исполнительных органов – органов трудовой деятельности”. Если рассмотреть процесс творчества с физиологической точки зрения, следует обратиться к теории В.М. Бехтерева, в которой определяется творческая ситуация как раздражитель, который возбуждает рефлекс сосредоточения. Этот эффект вызывает благоприятный для деятельности мимико-симпатический рефлекс, который вызывает подъем энергии, связанной с деятельностью сосудодвигателей и гормонов внутренней секреции, вызывающих мозговую деятельность. Сосредоточение в соответствии с мимико-симпатическим рефлексом образует в мозговой деятельности доминанту. Последнее привлекает к себе возбуждение из всех других областей мозга. Вокруг доминанты концентрируется, путем воспроизведения прошлого опыта, весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю – проблеме. Вместе с тем все другие процессы мозговой деятельности, не имеющие прямого отношения к раздражителю – проблеме, затормаживаются.
Детально изучив физиологию творчества, можно сделать определенные педагогические и методические выводы:
- Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, создающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возник...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.09 | Просмотров: 1932

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340