Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Экономическая культура и экологическое сознание школьников, как фактор влияния на общую экологическую обстановку в регионе
Автор(ы): Лаптева Елена Алексеевна, учитель географии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Разруха не в окружающем мире, разруха в головах! профессор Преображенский. повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце” Формирование современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни в настоящее время чрезвычайно актуально, также как и сохранение окружающей природной среды; не менее важны мотивация, развитие навыков ведения здорового образа жизни и умение оценивать и предотвращать негативное воздействие ряда факторов, сказывающихся на здоровье человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% определяется образом жизни, 20% – наследственностью, 8–10% – успехами практического здравоохранения, 20% – факторами окружающей среды. [3] Существенное влияние на изменение показателей здоровья оказывают изменившаяся окружающая среда и неправильное отношение к своему здоровью. С действием этих факторов связано до 77% всех случаев заболеваний и более 50% случаев смерти, а также до 57% случаев неправильного физического развития. Поэтому экологическое благополучие каждой страны зависит от культуры и образования её граждан. Очевидно, что эти проблемы могут быть решены потенциально успешно не только и не столько юридическими, хозяйственными, технологическими, природоохранными мероприятиями, финансовыми ассигнованиями (при всей их важности и необходимости) сколько формированием экологической этики и культуры на основе всеобщего, непрерывного и обязательного экологического образования и воспитания всех групп и категорий населения, в том числе детей, школьников и студентов. Отношение людей к природе в процессе производства сопутствовало всей истории человечества и всегда в той или иной мере отражалось в сознании людей. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи. Осваивая экологическую культуру, человек создаёт экологические условия своего существования, продуцирует свою систему его отношений с природой. Под экологической культурой понимается определённая программа, опредмеченная в процессе экологической деятельности, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный тип взаимодействия с природой. Содержание этой программы составляет специальная информация о нормах экологической деятельности. [4] Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” (1992 г.) предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, целью которого является развитие экологической культуры народа, каждого члена общества. [3] Проведённый опрос среди учеников школы № 22 г. Междуреченска показывает, что, получая глобальную картину состояния окружающей среды, учащиеся не знают, как можно помочь и изменить ситуацию, преобладает убеждение в том, что человек воздействует на окружающую среду преимущественно только негативно, и в фатальной неизбежности глобальной экологической катастрофы. Способность быть культурным не возникает при усвоении понятий, например: “эндемик”, “структура популяций” или “пищевая цепь”. Необходимо формировать чувственное восприятие природной среды. Именно на конкретных примерах своего региона и особенно города необходимо показывать негативное и позитивное антропогенное воздействие на окружающую природную среду и воздействие последствий на человека. Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих, и любое отклонение в ходе негативного антропогенного воздействия есть патология. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов и др.). Как показывает многолетний опыт работы, после прохождения спецкурса “ Экологические проблемы Кемеровской области” в 9 классе все учащиеся отмечают основные экологические проблемы области, показывают пути решения и какой посильный вклад может сделать каждый. Ежегодно принимают активное участие в акции “День защиты Земли от экологической опасности”, входе которой стало традиционным уборки территорий пришкольного участка и города, сбор подписей в защиту сохранения окружающей природной среды, делают сквор...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.09 | Просмотров: 1145
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|