Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Корень слова. Русский язык


Автор(ы): Якушева Елена Павловна, учитель начальных классов

Цель урока:
  • способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части родственных слов через проблемную ситуацию.
Задачи урока:
1. Образовательные:
  • познакомить с понятиями "корень", "родственные слова" и обозначением корня в слове;
  • учить выделять корень слова в группе родственных слов.
2.Развивающие:
  • развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать,
  • развивать познавательную активность;
  • развивать самооценку и коммуникативные навыки.
3. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать умение вести учебный диалог.
Развивающие:
  • развитие ориентировки в малом пространстве.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
  • заданием для конкурса эрудитов;
  • карточки со словами для исследования: дом, домик, домище;
  • картинки с изображением дома, домика, домища;
  • конверты с карточками групп родственных слов для первичного закрепления;
Карточки для индивидуальной работы:
  • карточки для выполнения конкурсного задания;
  • группа слов для первичного закрепления;
  • задания и планы работы для групповой работы
ТСО:
  • музыкальный центр;
СD диск:
  • фрагмент №1;
  • фрагмент №2
Планируемый результат:
В ходе урока учащиеся познакомятся с понятиями "корень", "родственные слова", научатся находить и выделять корень в группе родственных слов.

Ход урока

I. Организационный момент:
1. Эмоциональный настрой
Прозвенел звонок , начинаем урок русского языка.
Мы рады этому.
Внимание наше растёт.
Наша память крепка, голова ясная.
Мы готовы работать.
2. Проверка готовности учебных принадлежностей к уроку.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
У.-
В каком блоке русского языка мы работали?
Д.- Как устроен наш язык.
У.- Значит, сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной тайной русского языка.
Совсем недавно мы принимали активное участие в городской выставке - конкурсе "Создания прекрасные и удивительные", во всероссийском интеллектуальном конкурсе "Познание и творчество", который проводится в рамках года Русского языка.
У. А сегодня нам предлагают принять участие ещё в школьном конкурсе эрудитов.
- Хотите вы принять участие?
Д. - Да!
У. - Задание находится в конверте. Вскройте и прочитайте его.
Д. - Дети вскрывают конверт и читают задание:
Дорогие ребята! Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе "Знатоки русского языка". Для этого вы должны выполнить трудное задание.
1. Прочитайте слова:
ЗВОНОК,ЗВОНИТЬ, ЗВОНКИЙ, ПЕРЕЗВОН.
2. Выделите корень.
Желаем успехов!
Оргкомитет конкурса.
(В конверте лежат карточки с заданием для каждого ученика. На выполнение задания отводится 1-2 минуты).
III. Открытие новых знаний.
1. Постановка проблемного вопроса.
У.- Почему не выполняете задание? В чём вы испытываете затруднение?
? Д.- Мы не знаем, что такое корень.
- Мы не знаем, как выделять корень.
У.- Значит, чтобы выполнить это задание, что мы должны узнать? Какой возникает вопрос?
Д.- Что такое корень?
- Как выделить корень в слове?
(Вопросы учащихся фиксируются на доске)
2. Наблюдение и фиксация нового знания.
У.
- Чтобы ответить на ваши вопросы, предлагаю провести наблюдение.
(На доске картинки с изображением дома, домика, домище. Под ними карточки со словами дом, домик, домище.)
У.- Посмотрите на картинки прочитайте слова под ними. Что вы заметили?
(Одинаковое ли значение у этих слов?)
Д.- У этих слов близкое значение.
У.- Определите лексическое значение слов
Д.- дом - жилище для ...
домик - это маленький дом
домище - это большой дом
У.- Что их объединяет?
Д.- У них общая часть: -дом-.
У.- Можно ли сказать, что дом, домик, домище - это три формы одного и того же слова?
Д.- Нет.
У.- Почему?
Д.- При изменении формы слова изменяется окончание, а значение слова не меняется.
У.- Давайте проверим!
У.- Измените форму
Д.- Изменяют форму слов.
У.- Если "убрать" части, которыми отличаются слова, что останется?
Д.- (ответы детей).
У.- Давайте проверим. Способом перегибания "уберите" части, которыми отличаются слова.
Д.- (дети выполняют задание)
У.- Вы убрали части, которыми отличаются слова.
Какая часть слова осталась?
Д.- Останется часть слова -дом-.
У.- Какая она во всех этих словах?
Д.- Одинаковая или общая.
У.- Как, по вашему, может называться общая часть в таких словах?
Д.- (ответы детей).
У.- Знаете ли вы, как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению?
Д.- (ответы детей).
У.Давайте проверим правильность наших рассуждений в учебнике на стр.71.
Д.- (читают правило).
У.- Что вы узнали из правила?
Д.:
1. Как называются слова, которые имеют общую часть и близки по значению. Это родственные слова.
У.- Родственные слова по другому ещё называют - однокоренными словами.
2. Что такое корень слова.
3. Каким знаком выделяется корень в слове.
У.- Сформулируйте тему урока.
Корень слова.
Родственные слова.
(На доске вывешивается плакат с темой урока).
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
1. Дидактическая игра: "Найди родственные слова".
У.
Посмотрите вокруг. Прочитайте слова, которые являются родственными или однокоренными и назовите их.
Докажите правильность своего ответа.
(В классе на карточках развешаны группа слов, среди которых есть родственные слова: лес, лесник, лесом, лесок, лесной).
Д.- (находят родственные слова, доказывают правильность своего выбора)
Д.- лес, лесник, лесок, лесной.
У.- Почему вы выбрали именно эти слова?
Д.- Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень - лес-. Эти слова близки по значению:
лес - место, где растёт много деревьев
лесник - профессия человека работающего в лесу
лесок - маленький лес
лесной - воздух, житель
У.- Какое слово лишнее среди этой группы слов?
Д.- Это слово - лесом. Так как это форма слова лес.
2. Работа в группах.
У.Предлагаю закрепить новые знания. Для этого организуем работу в группах.
- Вам нужно:
  1. Взять пакет с заданием.
  2. Прочитать задание.
  3. Выполнить задание.
  4. Подготовить отчёт по плану.
  5. Представить отчёт группы.
На выполнение этого задания даётся 4 минуты.
Задание для группы № 1.Ребята!
  1. Прочитайте группу слов.
  2. По каким признакам эти слова объединены в одну группу и как они называются?
  3. Докажите правильность своего ответа.
  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для наблюдения в группе №1:город, городской, городок, пригородный

Задание для группы № 2.Ребята!
  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите родственные слова.
  3. Докажите правильность своего ответа
  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Текст для наблюдения для группы № 2: Грибники.
Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп!

Задание для группы № 3.Ребята!
1. Соберите из пазлов картинку и наклейте её на картон.
2. Рассмотрите её и прочитайте слова.
3. Найдите родственные слова.
4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для наблюдения в группе №3:море, морской, моряк, заморский

2. Отчёт групп - проверка выполнения задания.



ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1711

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!