Главная / Методические материалы / Работа с родителями
Решение проблем адаптации
Автор(ы): Трофимова Светлана Николаевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане. Проблема подготовки учащихся к жизни в новом социально экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи возникающими вопросами об эффективности начального этапа обучения. Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, не привыкший к школьной жизни в период адаптации сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. В связи с этим возникла необходимость пересмотра работы по вопросам преемственности между звеньями, систематизировать и искать причины, наметить пути решения проблемы адаптации, как первоклассников, так и пятиклассников при переходе с одного звена на другое звено. Объект исследования: учащиеся Предмет исследования: проблема адаптации Метод исследования: - отслеживание успеваемости и ка чества учащихся
- диагностика и анализ
Система работы по решению проблемы адаптации учащихся ставит цели: - Обеспечить преемственность между звеньями в образовании и воспитании через координацию деятельности педагогического коллектива школы, детского сада;
- Обеспечить благоприятную адаптацию при переходе с одного звена на другое.
При этом ставятся следующие задачи: - Познакомить учителей с программой развития детей в детском саду, воспитателей с программой первого класса, учителей предметников с программой начальной школы, учителей начальной школы с программой 5-го класса.
- Формировать и поддерживать мотивационную и нравственную готовность ребенка к обучению в школе.
- Изучить физио-психологические особенности учащихся при переходе с одного звена на другое.
Гипотеза: Преемственность образования предполагает: - Установление закономерной, устойчивой связи с учетом предшествующей ступени образования.
- Решение проблемы адаптационного периода позволит сохранить, обогащать и развивать тот потенциал ребенка, который закладывается в детском саду и начальной школе.
- Совершенствование педагогического мастерства.
- Регулярное диагностирование психического развития ребенка и реализация индивидуального подхода к нему.
Ожидаемый результат: - обеспечение благоприятной адаптации ребенка
- определение основных форм организации обучения, способ взаимодействия учителя и ученика.
- повышение качества ЗУН.
Основные направления школы Понимая, что эффективностью образования является непрерывность и преемственность в обучении; в нашей школе сложилось достаточно четкая система работы администрации, педагога и социально-психологической службы по вопросам адаптации первоклассников, пятиклассников, также по проблемам преемственности между начальным и основным звеном. По решению вопросов преемственности и безболезненной адаптации школьника можно выделить следующие направления деятельности школы в этой области: - изучение психологических возможностей детей младшего подросткового возраста
- сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечения условий для повторения учебного материала
- согласования методов и приемов обучения в 5-х классах, обеспечения условий для “мягкой” адаптации учащихся к новым формам обучения
- анализ адаптационного периода, выявления трудностей, возникающих у 5-тиклассников, и разработка мероприятий для их преодоления.
В целях наиболее эффективного решения проблемы адаптации первоклассников метод объединение учителей начальных классов и воспитатели детского сада “Туллукчаан” с. Октемцы каждый год составляем и утверждаем совместный план работы, который предусматривает работу по направлениям: - методическая работа
- работа с родителями
- работа с детьми
Методическая работа предполагает проведение семинаров-практикумов и “круглых столов” для учителей и воспитателей детского сада, совместных заседаний метод объединений. Семинары проводятся в начале и конце учебного года, включают взаимопосещение уроков в первых классах и занятий в подготовительных группах детского сада. “Круглые столы”, посвящены к проблеме адаптации и определения уровня готовности детей к обучению в школе. Нашим школьным психологом подобран комплекс методик по диагностике школьной зрелости. Проводится комплексное обследование ребенка в присутствии родителей, на каждого заполняется протокол психологического обследования, это диагностика проводится не для отбора ребенка, а для профилактики нежелательного психического развития ребенка и реализации индивидуального подхода к нему в обучении и развитии. В октябре-ноябре каждого учебного года школьный психолог проводит исследование с целью изучения степени адаптации, детей к школе. Проводится педконсилиум учителей начальных классов, воспитателей детского сада и психолога, предварительно воспитатели посещают уроки у первоклассников, психолог делает анализ по итогам исследования, решаются вопросы дальнейшей работы. На семинаре “Проблемы преемственности дошкольного и начального образования на этапе внедрения развивающего обучения”, учителя познакомили с дидактической системой Занкова, дали методические рекомендации по отдельным предметам и показали открытые уроки по системе развивающего обучения. В 2001 году проведено заседание педагогического совета по теме “ Обеспечение преемственности дошкольного, начального и среднего образования”, с участием воспитателей детского сада и педколлектив школы. Работа с родителями. В конце учебного года в детском саду учителя будущих первоклассников, психолог проводят родительское собрание с беседами о подготовке ребенка к школе, готовят информацию как готовить ребенка к школе, рассказывают о требованиях, которые будут предъявлены школой к будущим ученикам и их родителям. Также, психолог проводит индивидуальные консультации по итогам обследования, собеседования о степени готовности ребенка к на...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.10 | Просмотров: 2226
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|